Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Рабочая программа по истории 7 класс

Кому нужна версия в Word, ссылка

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10 »





Рассмотрено
на МО учителей  гуманитарных дисциплин
Протокол № ____________
от «_____» ______________2014г.
Руководитель МО
____________ Спицына О.Г.       
Утверждаю
Директор МАОУ «Школа №10»

 _______________ИслентьеваЕ.В.

Приказ № ________
От «______ » ___________2014г.                   







Рабочая учебная программа по

истории
(наименование учебного предмета \ курса)
____________________________7  класс__________________________________
(ступень образования  \ класс)
__________________________2014 – 2015 учебный год___________________________
(срок реализации программы)




Программу составил:    Юдин Иван Вячеславович
  (Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)

















г. Ирбит  2014 г.
Нормативная база преподавания предмета
            Рабочая программа по истории составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
·         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10);
·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного  (общего) образования, по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
·         Базисный учебный план МАОУ «Школа № 10» на 2014/15 учебный год;
·         Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года, №253;
·         Примерной авторской программы основного  общего образования,  по истории за 2007 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История», для учащихся 7- х классов составлена на основе Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, Примерной программы по учебному предмету «История» и авторских программ:
1) «История Нового времени», под редакцией – А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной;
2) «История России», под редакцией -  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, год издания программ
2007г.

Цели курсов:
·         формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
·         воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействие формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины;
·         получить знания об основных чертах разви­тия индустриального и традиционного обществ и изменениях, про­изошедших в мире за триста лет — с конца XV до начала XX в;
·         получить представление о понятии Нового времени и его периодизации;
·         рассмотреть особенности ментальности человека Нового времени;
·         выявить причины револю­ций и реформ, как альтернативный путь развития общества;
·         о дальнейшем развитии индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью мо­дернизации;
·         особенности экономического развития в Европе, России и США, приведшем к зарождению и развитию империализма;
·         основные международные конфликты, приводившие к войнам.

Основные задачи курсов:
·         Привитие навыков видеть историю «вокруг себя»: в домах, в названиях улиц.
·         Оказание школьникам помощи в понимании того, что история- это ключ к пониманию любых эпох и цивилизаций.
·         Показ событий в истории через деяния людей: государственных деятелей, полководцев, путешественников, изобретателей и т.п.
·         Получение школьниками основных представлений о культуре прошлого: живописи, архитектуры, музыки, книгопечатания;
·         Формирование представлений о базовых понятиях обществознания (государство, законы и т.д.);
·         Формирование навыков исторического мышления;
·         Развитие кругозора школьников т. н. ориентации во времени, ретроспективного восприятия мира в связи с представлениями об изменениях в жизни человека на протяжении средних веков.
·         Формирование исторического мышления школьников, составляющими которого являются: способность, не сколько ярко представить прошлое, сколько приобрести чувство сопричастности к нему, а также способность осмыслить прошлое в его значении для настоящего и прогнозируемого будущего.
·         Формирование учебной деятельности и непосредственно связанных с ней обще учебной интеллектуальных умений.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного (общего) образования. Из расчета 2 учебных часа в неделю, в том числе на практическую работу отводится 2  часа, на контрольные и зачетные уроки 7 часов.

Общая характеристика предмета «История»
Курс истории в 7 классе предполагает изучение двух курсов «История России. С XVII  - XVIII в.» и «Новая История»  Программа курса охватывает период с конца XVI по XVIII в., и позволяет постепенно изучить основные вопросы образования и развития Европейских и Восточных государств.
В 7 классе сначала изучается курс «История России. С XVII XVIII», как логическое продолжение курса «Истории России» за 6 класс. В курсе истории России 7 класс, тематическое планирование рассчитано на 36 часов и расширено за счет ре­зервного времени в количестве 6 часов (это уроки повторения и уроки по истории Родного края), они могут проводиться по усмотрению учителя. Общее время на изучение курса состав­ляет 40 час. Оно реализовывает компетентностный подход к образованию и первый концентр школьного исторического образования.
Курс «Новая история», является продолжением курса «Средних веков»,  тематическое планирование рассчитано на 26 часов. Где 2 часа резерв учебного времени и могут быть распределены учителем самостоятельно.
В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебников. Содер­жательный минимум расширен за счет курса истории краеведения и увеличения количества часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, цело­стности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания раз­личной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналити­ческого мышления, устной и письменной речи. Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение вводных, повторительно-обобщающих и контрольных уроков.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
·  Продолжить изучение истории в 1 концентре и подготовить учащихся к восприятию и изучению истории во 2 концентре;
·  Продолжить формировать общеучебные интеллектуальные умения;
·  Формирование активной гражданско-патриотической позиции;
·  Умение оценивать исторические явления, действия людей в истории;
·  Знать хронологические рамки и основные периоды Истории Нового времени;
·  Знать хронологические рамки и основные периоды Истории России;
·  Знать политическую карту Европы и мира, место на ней России;
·  Представлять положение основных групп населения в Новое время, значение реформации и революций для развития общества и отдельного человека;
·  Характеризовать основные события политической Истории Нового времени, основные направления внутренней и внешней  политики Российского государства, роль ведущих политических деятелей;
·  Понимать значение изменений в материальной и духовной культуре России,  Европейских стран и стран Востока.

В  курсе изучения истории учащиеся развивают следующие умения:
  • образно воссоздать исторические явления, события;
  • выявлять в исторических явлениях существенные признаки;
  • сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;
  • самостоятельно анализировать различные исторические источники;
  • давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;
  • обобщать знания, полученные из различных источников, делать выводы, подтверждать их примерами;
  • соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;
  • работать с исторической картой - читать ее и анализировать, локализовать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать  дополнительную информацию;
  • составлять различные таблицы и работать сними;
  • работать со справочной и дополнительной литературой, словарями, таблицами, энциклопедиями, интернет ресурсами и пр.

Контроль уровня обученности
В ходе обучения истории в 7 классе учащиеся должны знать основные события истории данного периода, давать характеристики правителей, выполнять творческие задания,  писать эссе, текст экскурсии, тезисы доклады. Составлять карту-схему основных событий данного периода. Решать тестовые задания. Составлять и заполнять таблицы. Давать определение основным понятиям. Составлять кроссворды. Выполнять контрольные работы.

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
·         Учебник «История России. XVIIXVIII вв.» А. А. Дани­лов,  Л. Г. Косулина,  М.: Просвещение, 2009 г;
·         Учебник  «Новая История 1500 - 1800», А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной, - М.: Просвещение, 2007 г;
·         Атлас «Нового времни» с комплектом контурных крат;
·         Атлас «История России с древнейших времен до конца XVII веков;
·         Рабочая тетрадь для 7 класса  по «Истории России. XVIIXVIII вв.» А. А. Дани­лов,  Л. Г. Косулина,  М.: Просвещение, 2007 г;
·         Рабочая тетрадь для 7 класса  по «Новой Истории 1500 - 1800», А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной, - М.: Просвещение, 2008 г;

  1. Ученическая доска;
  2. Комплект настенных карт по истории России данного периода и стран Европы, Востока;
  3. Аудиоколонки;
  4. Видеопроектор; 
  5. Компьютер;
  6. Экран;





Содержание учебного предмета
ИСТОРИЯ РОССИИ XVIIXVIII вв. (40 ч)   7 класс

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVIXVII в. (3 ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутри­политическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреж­дение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избра­ние на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая поли­тика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий 1. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Бо­ярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Поль­ши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Основные понятия темы: Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванче-ство, интервенция, семибоярщина.
РОССИЯ В XVII в. (9 ч)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодер­жавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли госу­дарственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексе­евича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические по­следствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явле­ния в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наем­ного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссий­ского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории город­ского населения. Духовенство. Казачество. Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волне­ний. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церков­ный собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отноше­ния. Русско-турецкая война 1676—1681  гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского харак­тера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопро­ходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хаба­ров. Литература. Сатирические повести («О Шемякиной суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Повторение и обобщение (1ч)
Основные понятия темы: Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, Все­российский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепост­ное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (12 ч)
Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразо­ваний. Личность Петра. Великое посольство 1697—1698 гг. Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тай­ной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губерн­ская реформа. Изменение системы городского управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и мерканти­лизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Разви­тие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ла­дожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра I.Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.
Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения. Причины народных восстаний в Петров­скую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных вы­ступлений.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «ни­зов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К- Нартов. Создание Акаде­мии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музе­ев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.
Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерца­ло». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Основные понятия темы
Рекрутская система, «потешные войска», посессионные кресть­яне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, ци­фирные школы, домовитое казачество, голутвенное казачество, прелестные письма.
РОССИЯ В 1725—1762 гг. (4 ч)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фа­воритизм.
Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение системы центрального уп­равления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конфе­ренция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворян­ства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфак­турного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика. Основные направления внешней поли­тики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741 —1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков.
Основные понятия темы: Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии,
Дворян­ский банк.
РОССИЯ В 1762—1800 гг. (10 ч)
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особен­ности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютиз­ма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золо­той век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг.: при­чины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугаче­ва. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-кре­постнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные ком­пании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержа­вия с вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Полити­ка в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Внешняя политика. Основные направления внешней полити­ки. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суво­ров. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма/ Северного Причер­номорья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, час­ти Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образо­вания. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Москов­ского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Та­тищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинни­ков. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Мо-торины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драма­тургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентимента­лизм. Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жем­чугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.
Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Рус­ская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П.Ло­сенке Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Ар­гуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шу­бин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Цари­цынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Каза­ков (здание Сената в Московском Кремле, Московский универси­тет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки
городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, пи­тание, досуг, обычаи.
Итоговое обобщение (1 ч). Россия и мир на рубеже XVIIIXIX вв.
Основные понятия темы: Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталисты крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XVXVIII в. 7 класс (26 часов)
Введение (1 ч)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хроноло­гические границы и этапы Нового времени. Человек Нового вре­мени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

ЧАСТЬ I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (17 ч)
Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (2 ч)
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Геог­рафические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Море­плаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового матери­ка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания миро­вого рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени (4 ч)
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значе­ние абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая си­стема государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Бо­жий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост горо­дов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком­пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капитали­стическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворян­ство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжниче­ство. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жиз­ни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — меня­лась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема 3.  Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (3 ч)
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.  Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершен­ном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шек­спира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Му­зыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрож­дения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусст­ва Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVIXVII вв. и ее влияние на техни­ческий прогресс и самосознание человека. Разрушение средневе­кового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важ­нейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого ор­ганизма*. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники фи­лософии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе (4 ч)
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: че­ловек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь на­родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, ос­новные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церк­ви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война Трех Генрихов. Генрих IV Бурбон – «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и колониях)  (4 ч)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерлан­дов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа­нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободи­тельной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голланд­ская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стю­арт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление рес­публики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент­ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг­лии — создание условий для развития  индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфлик­тов в XVIXVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропей­ская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная система. Организация евро­пейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Гус­тав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вест­фальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические ин­тересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития меж­дународных отношений.

ЧАСТЬ II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)
Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в. (2 ч)
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрож­дения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур­жуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разде­лении властей. Идеи Ж. Ж. Руссо. Критика энциклопедистами фео­дальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Вли­яние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Са­тира на пороки современного общества в произведениях Д. Свиф­та. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус­ство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произ­ведения И.С.Баха,  В.А.Моцарта, Л.  ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор­мирования новых гуманистических ценностей в европейском и се­вероамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Тема 2. Промышленный переворот в Англии (1  ч)
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталис­тического предпринимательства. Промышленный переворот в Анг­лии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фаб­ричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена техническо­го прогресса.

Тема 3.  Североамериканские колонии в борьбе за независимость.
Образование Соединенных Штатов Америки (2 ч)
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройст­во и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз­зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование севе­роамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсои. Декларация независимости. Об­разование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Пози­ция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Аме­рики.
Тема 4. Великая французская революция XVIII в. (3 ч)
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-эконо­мического и политического развития. Людовик XVI, попытка прове­дения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 начало революции Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. « Герой Нового Света» генерал Лафайет.
            Декларация прав человека и гражданина.  Конституция  1791 г. Начало революционных воин. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера  и    особенности    мировоззрения.    Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI    политический   и  нравственный  аспекты.   Отсутствие единства в  лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинский террор.
Раскол и среде якобинцев. Причины падения якобинской дик-гатуры, Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу­дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление кон­сульства.

ЧАСТЬ III. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (3 ч)
Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке (1 ч)
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной систе­мы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бес­правие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч)
Основные черты традиционного общества: государство — вер­ховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регла­ментация государством жизни подданных. Религии Востока: конфу­цианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Созда­ние империи Великих Моголов. Вабур. Акбар и его политика ре­форм. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отноше­ния. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая от­страненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление се­гунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «За­крытие» Японии. Русско-японские отношения.
Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени» (1  ч)




Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с конца XVI в. по XVIII в.» (7 класс 42 часов)

Раздел, тема
Кол-во часов
Обязательный
минимум содержания
образования
Основные понятия
Знания, умения
Измерительные формы контроля
Домашнее задание
1
Вводный урок
1
Территория Рос­сийского государ­ства, население, социально-экономи­ческая характери­стика, политиче­ский строй
Сословно-
представительная
монархия
Умение работать с ис­торической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)
Работа с контурной картой

2
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
1
Царь Федор Ива­нович. Обострение социальных и поли­тических противоре­чий.
Пресечение дина­стии Рюриковичей. Борис Годунов
Патриаршество, са­мозванство, Крестьянское вос­стание
Обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. Совершенствовать на­выки работы с картой и текстом, сравнивать со­циально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты
Обобщающая бе­седа, самопроверка усвоения нового материала

3
Смута
1
Династические, со­циальные и меж­дународные при­чины Смуты. Восстание И. Болот­никова. Польская и швед­ская интервенция
Смута, интервенция
Должны уметь опреде­лять причины Смутного времени, показывать по карте города, охва­ченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории
Фронтальный оп­рос, взаимопровер­ка, домашнее зада­ние в тетради, тест для закрепления
§2,3 (с. 17-27); словарь


















4
Окончание Смутного времени
1
Агрессия Речи –Посполитои  и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против ин­тервентов; поло­жение К. Минина и Д. Пожарского. Начало династии Романовых
Семибоярщина
Делать выводы о том, почему в России не реализовалась запад­ная модель государст­венного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержав­ной власти. Выделять главное из текста, формулиро­вать и доказывать свое мнение
Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, оп­рос по вопросам, сообщение о пер­соналиях урока
§1-2;
§3 (с. 27-32);
Словарь
5
Наш край в период Смуты
1


Уметь готовить сооб­щения с использовани­ем краеведческого ма­териала.
Выделять главное в устной речи, выделять общее и особенное в истории государства и края
Обсуждение причин общего и особенно­го в развитии края и страны

6
Контрольно-обобщающий по теме 1 К/Р №1
1



Контроль знаний








Тема 2. Россия в XVII в. 9 часов)
7
Новые явления в экономике
1
Ликвидация по­следствий Смуты. Рост товарно-денежных отноше­ний.
Развитие мелкото­варного производ­ства. Возникновение ма­нуфактур и наем­ного труда. Города и торговля. Ярмарки
Мелкотоварное про­изводство, мануфак­тура, всероссийский рынок, предприни­матель, социальная база, рассеянное предприятие,гости­ная сотня, суконная сотня, ярмарка
Устанавливать меж­курсовые связи с исто­рией Нового времени, сравнивать экономиче­ское положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять объектив­ные причины отстава­ния России.
Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы
Предъявление результатов работы в виде таблиц
§4,вопросы; задания; словарь; даты
8
Территория и хо­зяйство, политиче­ское положение России в первой половине XVII в.
1
Развитие торговых связей.
Новоторговый ус­тав. Начало скла­дывания Всерос­сийского рынка. Казачество. «Соборное Уложе­ние» 1649 г.
Белые слободы, владельческие кре­стьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие, стан
и окончательное закрепощение кре­стьян.
Начало становле­ния абсолютизма
Знать этапы закрепо­щения крестьян, нахо­дить отличия между на­емным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Иметь представления о структуре управления государством сравнивать  ее со структурой стран Европы.
Учиться работать с до­кументом, анализиро­вать источники, критиче­ски относиться к ним
Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные за­дания, обобщающий тест
§5,6; вопросы; задания; словарь; даты
9
Власть и церковь. Церковный раскол
1
Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум
Протопоп, церков­ный раскол, старо­обрядчество
Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолже­ние общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви.
Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума
Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискус­сия по проблеме урока «Мог ли кон­фликт между вла­стью и церковью разгореться при Михаиле Романо­виче»?
§7; вопросы; задания; словарь; даты
10
Народные движения
1
Социальные дви­жения второй по­ловины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина
«Бунташный век», прелестные письма
Уметь выделять причи­ны выступлений, обос­новывать понятие «Бунташный век». Знать основные персо­налии, показывать на карте основные терри­тории, охваченные движениями
Диктант терминов, обобщающая бесе­да о причинах и по­следствиях народ­ных движений
§8; вопросы; задания
11
Внешняя политика
1
Присоединение Левобережной Ук­раины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока
Гетман, голытьба, реестровые казаки
Знать основные на­правления внешней по­литики.
Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России
Проверка домашне­го задания устно и по карточкам, предъявление ре­зультатов деятель­ности на контурной карте
§9;вопросы; задания

12, 13
Русская культура и быт сословий в XVII в.
2
Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчест­во, образование, литература, живо­пись, крупнейшие  представители ду­ховной и художест­венной культуры. Симон Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни
Изразцы, тафта, парча,
секуляризация культуры, терем
Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. Учиться слушать сооб­щения одноклассников
Проверка таблиц, заполненных по ре­зультатам обсуж­дения и заслушива­ния сообщений, составление  кроссвордов по теме «Культура»
§10-11; во­просы; зада­ния; §4-9
14
Наш край в  XVII в.
1
Развитие хозяйства, быт и культура
края. Народы Урала
в XVII в.: традиции
и новые веяния
Казачество
Учиться выделять глав­ное в устной речи, объ­яснять причины осо­бенностей края
Опрос по домаш­нему заданию, обобщение особен­ностей края
Записи в тетради
15
Повторительно-обобщающий урок по теме 2 К/Р №2
1



Разно уровневая контрольная работа

Тема 3. Россия при Петре 1 (10 часов)
16
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.
1
Усиление западно­го влияния на Рос­сию. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина Нащокина.
 В. В. Голицын
Регентство, гвардия, медаль, волонтер, верфь
Давать характеристику состояния  России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника
Обобщающая бесе­да в конце урока
§12; вопро­сы; задания; даты
17, 18
Начало царствова­ния Петра I. Северная война
2
Стрелецкие вос­стания.
Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Строительство ма­нуфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петер­бурга.
Полтавская битва. Реформы армии
Рекрутская система, конфузия, регуляр­ная армия генераль­ное сражение, редут
Знать хронологию Се­верной войны. Уметь показывать основной театр военных дейст­вий. Объяснять причи­ны войны и ее необхо­димость. Рассказывать об архитектуре Петер­бурга, становлении рус­ского флота. Использовать литера­турные произведения для рассказа об исто­рических событиях
Опрос по домаш­нему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц
§13, 14; во­просы; даты; таблица
19, 20
Реформы Петра I
2
Социальная поли­тика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Указ о престоло­наследии
Меркантилизм, при­писные крестьяне, подушная подать, протекционизм
Характеризовать эко­номическое состояние России при Петре I. Давать объяснение пе­рестройке экономичес­кой структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним поло­жением
Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока
§15, 16 (с. 122-128); вопросы; задания; даты
21
Народные движе­ния первой чет­верти XVIII в.
1
Последствия соци­альной политики. К. Булавин
Работные люди, отходники, посес­сионные крестьяне ревизия, челобитная
Знать причины восста­ний, участников, их требования. Уметь показывать рай­оны восстаний, рассуж­дать о причинах пора­жения
Промежуточное тестирование. Обобщение в фор­ме взаимопроверки таблиц


22, 23
Русская культура эпохи Петра 1
2
Изменения в куль­туре, в быту. Школа математи­ческих и навигаци­онных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная плани­ровка городов. Барокко в архитек­туре и изобрази­тельном искусстве. Роль петровских преобразований в истории страны
Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифир­ные школы, преле­стные письма
Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории
Проверка сочине­ний.
Обсуждение вопро­са о пользе и вреде изменений в куль­туре при Петре I
§18, 19; во­просы; зада­ния
24
Повторительно-обобщающий урок по теме Петр I
К/Р № 3
1


Излагать свою точку зрения в письменной речи, приводить аргу­ментацию и доказа­тельства
Написание сочине­ния-эссе «Петр  великий тиран или реформатор»

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (6 часов)
25, 26
Дворцовые пере­вороты
 2
Причины дворцо­вых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в го­сударственной жизни
Дворцовый перево­рот, Верховный Тай­ный Совет, Конститу­ционная монархия, кондиций
Знать причины дворцо­вых переворотов, хро­нику событий и дейст­вующих лиц. Учиться обобщать зна­ния, делать выводы. Доказывать свои суж­дения.
Работать с дополни­тельной литературой
Анализ пробелов знаний по эпохе Петра.
Решение проблемы: «Почему в XVIII в. наступает эпоха дворцовых перево­ротов, что измени­лось?»
§20-21; во­просы; зада­ния; докумен­ты; таблица
27
Внутренняя полити­ка в 1725-1762 гг.
1
Расширение при­вилегий дворянства. Манифест о воль­ности дворянской. Усиление крепост­ничества
Манифест о вольно­сти дворянской, отмена внутренних таможен усиление крепостничества
Особенности внутрен­ней политики россий­ских императоров после Петра развивают уме­ние работать с текстом учебника.
Тесты для повторе­ния, тесты для за­крепления.
§22;вопросы;
задания;
документы
28
Внешняя политика России в середине XVIII в.
1
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель
Восточный барьер, гаубица, Семилетняя война - кузница рус­ского военного мас­терства
Главные направления внешней политики, особенности внешней политики.
Развивать умение ра­ботать с картой. Составлять хронологи­ческие таблицы
Фронтальный оп­рос, тесты для за­крепления
§23; вопро­сы; задания; §20-22
29
Наш край в первой половине XVIII в.
1
Степан Разин и наш край

Знать историю родного края, особенности и ме­сто Поволжья в истории России. Уметь делать записи по лекции учителя
Тест для закрепле­ния
Записи в тетради
30
Обобщающий урок по теме Россия в 1725-1762гг. К/Р №4
1



Письменная прове­рочная работа





Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (13 часов)
31
Внутренняя поли­тика Екатерины II
1
Просвещенный аб­солютизм. Жало­ванные грамоты дворянству и горо­дам. «Золотой век» русского дворянст­ва. Жалованные грамоты дворянст­ву и городам. Уложенная комис­сия.Губернская ре­форма. Проникно­вение либераль­ных идей в Россию. А. Н. Радищев. Борьба самодер­жавия с вольно­думством
Просвещенный аб­солютизм, «Золотой век» русского дво­рянства, либерализм
Анализ политики Екате­рины (выделение целей, подведение итогов). Работа с документами, развитие умений рабо­тать с текстом
Задание в конце параграфа, тесты для закрепления
§24
(пп. 1,2,4)
32
Крестьянская война под предводитель­ством Е. Пугачева
1
Социальные дви­жения второй по­ловины XVIII в. Восстание под предводительст­вом Е. Пугачева
Крестьянская война, уложенная комиссия
Объяснять причины, итоги, различные оцен­ки восстания. Давать собственные аргументированные суждения.
Уметь показывать на карте район восстания
Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обоб­щающая беседа
§24, 25 (пп. 3, 5)
33
Экономическое развитие России во второй полови­не XVIII в.
1
Расцвет крепост­ничества. Развитие капиталистического уклада.
Развитие промыш­ленности. Пред­принимательство. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономиче­ского развития
Миссионеры, секу­ляризация, экономи­ческие крестьяне, отходники, банк
Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влия­нии крепостного права на развитие отраслей экономики. Совершенствовать умение читать карту
Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной таб­лицы
§26;вопро­сы; задания; документы
34
Внешняя политика Екатерины II
1
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерно­морья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Русское военное искусство. А. В. Су­воров, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии
Протекторат, повод и причина войны
Определять направле­ние внешней политики. Показывать на карте территориальные при­ращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты
Фронтальный опрос,
взаимопроверка
таблицы
§27 (с. 192-198); §28 (с. 199-203); вопросы;за­дания; доку­менты; таб­лица
35
Россия при Павле 1
1
Павел I. Попытки укрепления режи­ма. Внутренняя политика, измене­ние порядка пре­столонаследия. Манифест о трех­дневной барщине
Эскадра
Показывать противоре­чивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое от­ношение, работать с текстом учебника и картой
Диктант дат, сооб­щения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления
§29; вопросы; задания; до­кументы
36
Русская культура второй половины XVIII в. Наука и образование
1
Век Просвещения. Сословный харак­тер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление оте­чественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Москов­ского университета. Географические экспедиции
Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, Институт благородных девиц, университет, агро­номия, паровая машина
Устанавливать связь между развитием эко­номики, политики и культуры, работать с дополнительной лите­ратурой, делать доклад на заданную тему
Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов
§30; вопросы; задания

37
Литература искус­ство второй поло­вины XVIII в.
1
Литература и жур­налистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в ар­хитектуре, изобра­зительном и музы­кальном искусстве
Ода, барокко, клас­сицизм, классиче­ская архитектура
Определять особенно­сти развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся дос­тижения и имена дея­телей культуры. Работать с иллюстра­цией, описывать памят­ники культуры.
Викторина
§31-32; во­пр. §24-30
38
Быт и жизнь во второй половине XVIII в.
1
Быт народов Рос­сии.
Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Самосознание, нация, патриотизм
Описывать образ жизни различных слоев обще­ства
Тест
§33
39
Повторительно-обобщающий урок по теме.
К/Р № 5
1



Контрольная работа

40
Итоговое обобщение К/Р № 6
1



Тест

41,42
Резерв учебного времени







Календарно-тематическое планирование по курсу «История Нового времени» (7 класс 28 часов)
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Измерительные
формы
контроля
Элементы до­полнительного содержания
Домашнее задание
Введение

От средневековья к Новому времени
1
Что изучает Новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек в Новом времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития
Знать основные поло­жения урока, хроноло­гию Нового времени. Начать правильно де­лать записи в тетради
Опрос. Пись­менные задания

Читать введение
Глава 1. Европа и мир в начале Нового времени (16 часов)
1
Технические откры­тия и выход к Ми­ровому океану
1
Новые изобретения и усо­вершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и су­достроении. Географические представления. Почему ма­нили новые земли. Испания и Португалия ищут новые мор­ские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию
Уметь составлять таб­лицу: достижения, автор и значение. Понимать причинно-следственные связи
Опрос. Пись­менные зада­ния. Таблица

§1
2
Великие геогра­фические открытия и их последствия
1
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путеше­ствие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Но­вом Свете. Значение Великих географических открытий. Из­менение старых географиче­ских представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен
Знать основные откры­тия. Уметь составлять хронологическую таблицу
Опрос. Пись­менные зада­ния. Таблица

§2
3
Усиление коро­левской власти bXVI-XVIIbb.
1
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Зна­чение абсолютизма для соци­ального, экономического, поли­тического и культурного разви­тия общества. Короли и парла­менты. Единая система госу­дарственного управления. Су­дебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх - помазан­ник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономиче­ская политика. Создание на­циональных государств и на­циональной церкви. Генрих VIII Тюдор. Елизавета Тюдор. Яков I Стюарт. Людовик XIV Бурбон
Знать основные поня­тия урока: абсолютизм, ливр, мировой судья, меркантилизм. Уметь анализировать историче­ские явления, выявлять причинно-следственные связи и давать свою оценку. Знать основные поло­жения и понятия урока. Выяснять и понимать разницу между различ­ными формами правле­ния, давать на это свою оценку
Написать мини-сочинение «Король и пар­ламент»
Этикет при дворе Людо­вика XVI
§з

4
Дух предпринима­тельства преобра­зует экономику
1
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и тор­говые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины воз­никновения и развития ма­нуфактур. Мануфактура - ка­питалистическое предприятие. Рождение капитализма
Знать основные поло­жения урока. Делать сравнение между эпо­хами (современная и Нового времени)
Составить в тетради план ответа на во­прос «Развитие мануфактурного производства»

§4
5
Новые ценности преобразуют об­щество
1
Социальные слои европей­ского общества, их отличи­тельные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьян­ская Европа. Низшие слои на­селения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европей­ское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны
Знать основные понятия урока: капиталист, батрак, новое дворянство. Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты
Опрос. Пись­менные задания

Сравнить по­ложение евро­пейских кре­стьян в эпоху Нового вре­мени и сред­невековья
§5
6
Повседневная жизнь
1
Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи - менялась мода. Кос­тюм - «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества
Уметь составлять тезисы по тексту учебника


§б
7
Высокое Возрож­дение
1
От средневековья к Возрож­дению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рож­дение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершен­ном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уиль­яма Шекспира, Мигеля Сер­вантеса - гимн человеку Ново­го времени. Музыкальное ис­кусство Западной Европы. Развитие светской музыкаль­ной культуры. Новые тенден­ции в изобразительном искус­стве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланд-жело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Осо­бенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусст­во Северного Возрождения
Знать основные поло­жения урока. Уметь составлять и представлять устные доклады.
Начать составлять сравнительную таблицу достижений культуры
Эссе: Какие черты свойст­венны лично­стям эпохи Возрождения. Раскрыть тему на конкретных примерах

§7-9

Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Измерительные
формы
контроля
Элементы до­полнительного содержания
Домашнее задание
8
Рождение новой европейской науки
1
Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» -ядро учения Николая Копер­ника. Джордано Бруно о бес­конечности и вечности Все­ленной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого ор­ганизма. Френсис Бэкон и Рене Декарт - основопо­ложники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах че­ловека и разделении властей
Знать основные поло­жения урока. Составление сравни­тельной таблицы. Уметь составлять и представлять устные доклады
Заполнить таблицу «Основные на­учные идеи, способствую­щие развитию новых взглядов на общество»

§10
9
Начало Реформации в Европе
1
Реформация - борьба за пе­реустройство церкви. Причины Реформации и ее распростра­нение в Европе. Мартин Лю­тер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская цер­ковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь на­родной реформации. Кресть­янская война в Германии: причины, основные события, значение
Знать основные поло­жения и понятия урока: Реформация, революция, протестантизм. Выявлять различие и сходство в формах народных движений
Составить те­зисы: Что дала реформация в Германии: князьям, дво­рянам, горожанам и крестьянам

§11
10
Распространение Реформации в Европе
1
Учение и церковь Жана Каль­вина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден ие­зуитов. Борьба пап с Рефор­мацией
Знать основные поло­жения урока. Давать оценку историческим личностям
Эссе:
«Кальвин от­крыл двери мо­настырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир» Вольтер. Как вы понимае­те это высказы­вание

§12
11
Королевская власть и Рефор­мация
1
Королевская власть и Рефор­мация в Англии. Генрих VIII -«религиозный реформатор». Англиканская церковь. Ели­завета I - «верховная правительница церковных и свет­ских дел». Укрепление могуще­ства Англии при Елизавете I
Знать основные поло­жения урока


§13

12
Религиозные вой­ны и укрепление абсолютной мо­нархии во Франции
1
Религиозные войны и абсо­лютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гу­генотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт - Реформы Рише­лье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее госу­дарство на европейском кон­тиненте
Знать основные поло­жения урока. Уметь анализировать доку­менты и делать выводы


§14

Глава 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения

13
Нидерландская революция
1
Нидерландская революция и рождение свободной Респуб­лики Голландии. Нидерланды -«жемчужина в короне Габсбур­гов». Особенности экономи­ческого и политического раз­вития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало осво­бодительной войны.Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская рес­публика - самая экономически развитая страна в Европе
Знать основные поня­тия урока. Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне рево­люционных событий
Составить в тетради табли­цу «Основные события испано-нидерландской войны»

г§15

14
Парламент против короля. Начало революции в Англии
1
Революция в Англии. Уста­новление парламентской мо­нархии. Англия в первой по­ловине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Пресле­дование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия
Знать основные поло­жения урока. Уметь проводить исторические параллели (Нидерланд­ская и Английская ре­волюции), выявлять общее и различное
Составить таблицу «Ре­формы долгого парламента»

§16

15
Революция в Анг­лии. Путь к парла­ментской респуб­лике
1
Движения протеста. Протек­торат Кромвеля. Реставра­ция Стюартов. «Славная ре­волюция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парла­ментская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества

Знать основные поло­жения урока. Давать характеристику и оценку исторической личности
Подготовить сообщение об О.Кромвеле и его роли в ис­тории Англии

§17








16
Международные отношения в XVI-XVII вв.
1
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI-XVIII вв. Тридцатилетняя война - пер­вая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их воору­жение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф -крупнейший полководец и создатель новой военной сис­темы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Послед­ствия войны для европейско­го населения. Война за ис­панское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Семи­летняя война, ее участники и значение. Последствия евро­пейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Знать основные поло­жения урока. Знать и уметь применять алгоритм изучения войн
Составить в тетради план ответа на во­прос «Вест­фальский мир»

§18

17
Первый период Нового времени
1
Место Нового времени в ис­тории человечества. Основные достижения и проблемы Ново­го времени. Вклад культуры в человечество
Знать основные поло­жения раздела
Тесты



Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 часов)

18
Век Просвещения.
Стремление
к царству разума
1
Просветители XVIII в. - на­следники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвеще­ния как мировоззрение разви­вающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью.
Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просвети­телей на процесс формирова­ния правового государства и гражданского общества в Ев­ропе и Северной Америке
Знать основные поло­жения урока. Уметь со­ставлять и представлять устные доклады, рефе­рат, сообщение
Заполнить таблицу «Основные идеи просвети­телей»



19
Художественная культура Европы эпохи Просвещения
1
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриаль­ного общества в произведе­ниях Д. Дефо. Сатира на по­роки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отра­жение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера. И. Гете. Придвор­ное искусство. Особенности развития музыкального ис­кусства XVIII в. Значение культурных ценностей эпохи. Секуляризация культуры
Знать основные поло­жения урока. Уметь ра­ботать с различными источниками историче­ской информации
Ответить на вопросы с. 189

§20


20
Промышленный переворот в Англии
1
Афарная революция в Англии. Развитие в деревне капиталисти­ческого предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышлен­ников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса
Знать основные поня­тия урока: фабрика, луддизм, промышленный переворот, аграрная революция. Знать исто­рические формы про­мышленного производ­ства и их признаки
Составить план ответа «Переворот в сельском хо­зяйстве»
Подготовить сообщение о предпринима телях -изобретателях новых техно­логий
§21



21
Английские колонии в Северной Америке
1
Первые колонии в Северной Америке. Политическое уст­ройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Фор­мирование североамерикан­ской нации. Идеология аме­риканского общества. Б. Франклин - великий на­ставник «юного» капитализма
Знать основные поло­жения урока. Уметь сравнивать историче­ские явления (револю­ции в Нидерландах, Англии и Америке)
Составить рас­сказ о первых колониях и их жителях

§22


22
Война за незави­симость. Создание США
1
Причины войны североамери­канских колоний за независи­мость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североаме­риканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соеди­ненных Штатов Америки
Знать основные поло­жения урока. Выявлять главные отли­чия между демократи­ческими и авторитар­ными началами обще­ственного устройства
Составить рас­сказ
«Американцы борются за не­зависимость»

§23 \


23
Причины
и начало Великой французской ре­волюции
1
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политиче­ского развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учреди­тельное собрание. 14 июля 1789 г. - начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет
Знать основные поло­жения урока. Выявлять причинно-следственные связи общественной жизни накануне рево­люционных событий. Начать составлять хро­нологическую таблицу событий революции
Сравнить разви­тие промышлен­ности и торговли во Франции во второй поло­вине XVIII в. и в Англии в то же время. Заполнить таб­лицу «Основные события Вели­кой французской революции»

§24





24
От монархии к республике
1
Декларация прав человека и фажданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты ха­рактера и особенности миро­воззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: поли­тический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции
Знать основные поло­жения урока. Продол­жить составление таб­лицы. Уметь по карте определять ход событий
Закончить со­ставление таб­лицы.
Составить план ответа «Значе­ние Великой французской революции»

§25


25
От якобинской диктатуры к 18 брюмеру На­полеона Бонапар­та
1
Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: воена­чальник, человек. Военные успехи Франции. Государст­венный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление кон­сульства
Знать основные поло­жения урока. Уметь проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты). Уметь по карте опреде­лять ход событий. Да­вать характеристику и оценку личности На­полеона; высказывать свое мнение на проблему роли личности в истории

Бонапарт Наполеон
§26


Глава 4. Колониальный период в Латинской Америке

26
Колониальный пе­риод в Латинской Америке.
Складывание Латиноамериканского общества
1
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной сис­темы управления. Офаничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного насе­ления. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити
Знать основные понятия урока: креол, метис, мулат
Составить план «Система управления в колониях Испании и Португалии в Новом Свете»

§27


Глава 5. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

27
Государства Вос­тока в раннее Но­вое время.  Начало ев­ропейской колони­зации
1
Основные черты традицион­ного общества: государство -верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока. Кризис и распад империи Ве­ликих Моголов в Индии. Соз­дание империи Великих Мо­голов. Причины распада им­перии. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устрой­ство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Китай и Европа: политическая от­страненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правле­ние сегунов. Сословный характер общества
Знать основные понятия урока: конфуцианство, буддизм, индуизм, син­тоизм.  Уметь работать с до­полнительной литера­турой.
Знать основные поня­тия урока: сегун, могол, сипай.
Уметь сравнивать исто­рические явления
Сравнить власть импе­раторов цин­ской династии с властью кого-либо из европейских монархов

§28
§29-30


28
Итоговое повторение К/Р № 7


Тест












СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(для учителей и учащихся)

1.      Демидова    Н. Ф. Служилая     бюрократия     в     России     XVII в.     и     ее     роль в формировании абсолютизма.— М.,  1989.
2.      Деникин А. И. Очерки русской смуты.— М.,  1991.
3.      Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг.— Л., 1978.
4.      Жуков Г. К. Воспоминания и размышления.— М.,  1990.
5.      Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.— М., 1997.
6.      Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России.— М., 1958.
7.      Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права  в  России:   1856— 1861 гг.— М.,  1984.
8.      Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в.— М.,  1991.
9.      Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного.— М.,  1960.
10.  Зимин А. А. Россия на рубеже XVXVI столетий.—М.,  1982.
11.  Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного.— М.,  1982.
12.  Каменский А. В. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация.— М.,  1999.
13.  Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой Руси XVXVIII вв.— М., 1985.
14.  Кобрин В. Б. Иван Грозный.— М.,  1989.
15.  Крещение Руси в трудах русских и советских историков.— М.,  1988.
16.  Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в XXIV вв.— М.,  1984.
17.  Левандовский   А. А. Время   Грановского:   у   истоков   формирования   русской интеллигенции.— М.,  1990
18.  Леонтович В. В. История либерализма в России:  1762—1914 гг.— М.,  1995.
19.  имонов  /О. А. Владимиро-Суздальская  Русь:   Очерки  социально-политической истории.— М.,  1987.
20.  Литвак   Б. Г. Переворот    1861    года   в   России:    Почему   не   реализовалась реформаторская альтернатива.— М.,  1991.
21.  Ляшенко Л. М. Революционные народники.— М., 1989.
22.  Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия:  политическая исто­рия России первой половины XIX столетия.— М.,  1990.
23.  Миронов Б. Н. Социальная история России. В 2 т.— СПб.,  1999.
24.  Молчанов Н. Я. Дипломатия Петра Первого.— М.,  1984.
25.  На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе.— М., 1990.
26.  Национальная политика России: история и современность.— М.,  1997.
27.  Очерки русской культуры XIX в.: Общественно-культурная среда.— М., 1998.— Т. 1.
28.  Павленко Н. И. Петр Великий.— М.,  1990.
29.  Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова.— М.,  1988.
30.  Паншин И. К.,  Плимак  Е. Г.,  Хорос В. Г. Революционная  традиция  в  России: 1783—1883.— М., 1986.
31.  Российские консерваторы.— М.,  1997.
32.  Российские самодержцы (1801 —1917).— М.,  1991.
33.  Россия XVXVII вв. глазами иностранцев.— Л.,  1986.
34.  Русская художественная культура второй половины XIX в.: Диалог с эпохой.— М.,  1996.
35.  Самсонов А. М. Вторая мировая война.— М.,  1989.
36.  Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XIVXVII вв.— М.,  1969.
37.  Скрынников Р. Г. Иван Грозный.— М.,  1975.
38.  Скрынников Р. Г. Царство террора.— СПб.,  1992.
39.  Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2 т.— М.,  1997.
40.  Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX веке.— М.,  1990.
41.  Становление российского парламентаризма начала XX века/Под ред. Н. Б. Селунской.— М., 1996.
42.  Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX века.— М.,  1990.
43.  Тенцов П. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20 — 30-х гг.— М.,  1990.
44.  Терещенко А. В. Быт русского народа. В 2 ч.— М.,  1997.— Ч.  1.

45.  Тихомиров М. Н. Древнерусские города.— М.,  1956.

Комментариев нет:

Отправить комментарий