Кому нужна версия в Word, ссылка
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10 »
Рассмотрено
на МО
учителей гуманитарных дисциплин
Протокол
№ ____________
от
«_____» ______________2014г.
Руководитель
МО
____________ Спицына О.Г.
|
Утверждаю
Директор
МАОУ «Школа №10»
_______________ИслентьеваЕ.В.
Приказ
№ ________
От
«______ » ___________2014г.
|
|
Рабочая учебная программа по
истории
(наименование
учебного предмета \ курса)
____________________________7 класс__________________________________
(ступень
образования \ класс)
__________________________2014 – 2015 учебный год___________________________
(срок
реализации программы)
Программу составил: Юдин Иван Вячеславович
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
г. Ирбит
2014 г.
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая
программа по истории составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
·
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (ст.2,
п.п.9,10);
·
Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта основного (общего) образования,
по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г.
№ 1089.
·
Базисный учебный план МАОУ «Школа № 10» на
2014/15 учебный год;
·
Федеральные перечни учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Министерства образования и науки
РФ от 31 марта 2014 года, №253;
·
Примерной авторской программы основного общего образования, по истории за 2007 г.
Пояснительная
записка
Рабочая программа учебного предмета «История»,
для учащихся 7- х классов составлена
на основе Федерального базисного
учебного плана для образовательных
учреждений Российской Федерации, Примерной программы по учебному предмету
«История» и авторских программ:
1) «История
Нового времени», под редакцией – А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной;
2) «История
России», под редакцией - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, год
издания программ
2007г.
Цели курсов:
·
формирование
у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих
ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях
отечественной истории;
·
воспитанию
гражданских и патриотических качеств учащихся, содействие формированию
личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного
поиска и расширения знаний по истории своей Родины;
·
получить
знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и
изменениях, произошедших в мире за триста лет — с конца XV до начала XX в;
·
получить
представление о понятии Нового времени и его периодизации;
·
рассмотреть
особенности ментальности человека Нового времени;
·
выявить
причины революций и реформ, как альтернативный путь развития общества;
·
о
дальнейшем развитии индустриальной революции, поставившей народы различных континентов
и стран перед необходимостью модернизации;
·
особенности
экономического развития в Европе, России и США, приведшем к зарождению и
развитию империализма;
·
основные
международные конфликты, приводившие к войнам.
Основные задачи
курсов:
·
Привитие
навыков видеть историю «вокруг себя»: в домах, в названиях улиц.
·
Оказание
школьникам помощи в понимании того, что история- это ключ к пониманию любых
эпох и цивилизаций.
·
Показ
событий в истории через деяния людей: государственных деятелей, полководцев, путешественников,
изобретателей и т.п.
·
Получение
школьниками основных представлений о культуре прошлого: живописи, архитектуры,
музыки, книгопечатания;
·
Формирование
представлений о базовых понятиях обществознания (государство, законы и т.д.);
·
Формирование
навыков исторического мышления;
·
Развитие
кругозора школьников т. н. ориентации во времени, ретроспективного восприятия
мира в связи с представлениями об изменениях в жизни человека на протяжении
средних веков.
·
Формирование
исторического мышления школьников, составляющими которого являются:
способность, не сколько ярко представить прошлое, сколько приобрести чувство
сопричастности к нему, а также способность осмыслить прошлое в его значении для
настоящего и прогнозируемого будущего.
·
Формирование
учебной деятельности и непосредственно связанных с ней обще учебной интеллектуальных
умений.
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на
этапе основного (общего) образования. Из расчета 2 учебных часа в неделю, в том
числе на практическую работу отводится 2
часа, на контрольные и зачетные уроки 7 часов.
Общая
характеристика предмета «История»
Курс
истории в 7 классе предполагает изучение двух курсов «История России. С XVII - XVIII в.» и «Новая
История» Программа курса охватывает
период с конца XVI по XVIII в., и позволяет постепенно
изучить основные вопросы образования и развития Европейских и Восточных
государств.
В 7
классе сначала изучается курс «История России. С XVII – XVIII», как логическое продолжение
курса «Истории России» за 6 класс. В курсе истории России 7 класс, тематическое планирование рассчитано на 36 часов и расширено
за счет резервного времени в количестве 6 часов (это уроки повторения и уроки
по истории Родного края), они могут проводиться по усмотрению учителя. Общее
время на изучение курса составляет 40 час. Оно реализовывает компетентностный
подход к образованию и первый концентр школьного исторического образования.
Курс
«Новая история», является продолжением курса «Средних веков», тематическое планирование рассчитано на 26
часов. Где 2 часа резерв учебного времени и могут быть распределены учителем
самостоятельно.
В
планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем
самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с
помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля:
самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Тематическое
планирование составлено в соответствии со структурой учебников. Содержательный
минимум расширен за счет курса истории краеведения и увеличения количества
часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять
воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности,
гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и
разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности
признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических
умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического
мышления, устной и письменной речи. Планирование предполагает изучение
содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение вводных,
повторительно-обобщающих и контрольных уроков.
Требования
к уровню подготовки обучающихся.
·
Продолжить изучение истории в 1 концентре и
подготовить учащихся к восприятию и изучению истории во 2 концентре;
·
Продолжить формировать общеучебные интеллектуальные
умения;
·
Формирование активной гражданско-патриотической
позиции;
·
Умение оценивать исторические явления, действия
людей в истории;
·
Знать хронологические рамки и основные периоды Истории
Нового времени;
·
Знать хронологические рамки и основные периоды
Истории России;
·
Знать политическую карту Европы и мира, место на
ней России;
·
Представлять положение основных групп населения
в Новое время, значение реформации и революций для развития общества и
отдельного человека;
·
Характеризовать основные события политической Истории
Нового времени, основные направления внутренней и внешней политики Российского государства, роль ведущих
политических деятелей;
·
Понимать значение изменений в материальной и
духовной культуре России, Европейских
стран и стран Востока.
В
курсе изучения истории учащиеся развивают следующие умения:
- образно воссоздать исторические явления, события;
- выявлять в исторических явлениях существенные признаки;
- сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;
- самостоятельно анализировать различные исторические источники;
- давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;
- обобщать знания, полученные из различных источников, делать выводы, подтверждать их примерами;
- соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;
- работать с исторической картой - читать ее и анализировать, локализовать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;
- составлять различные таблицы и работать сними;
- работать со справочной и дополнительной литературой, словарями, таблицами, энциклопедиями, интернет ресурсами и пр.
Контроль уровня обученности
В ходе
обучения истории в 7 классе учащиеся должны знать основные события истории
данного периода, давать характеристики правителей, выполнять творческие
задания, писать эссе, текст экскурсии,
тезисы доклады. Составлять карту-схему основных событий данного периода. Решать
тестовые задания. Составлять и заполнять таблицы. Давать определение основным
понятиям. Составлять кроссворды. Выполнять контрольные работы.
Описание
учебно-методического и
материально-технического
обеспечения образовательного процесса
·
Учебник «История
России. XVII – XVIII вв.» А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.: Просвещение, 2009 г;
·
Учебник «Новая История 1500 - 1800», А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной, - М.: Просвещение,
2007 г;
·
Атлас «Нового времни» с комплектом контурных
крат;
·
Атлас «История России с древнейших времен до
конца XVII веков;
·
Рабочая тетрадь для 7 класса по «Истории России.
XVII – XVIII вв.» А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.: Просвещение, 2007 г;
·
Рабочая тетрадь для 7 класса по «Новой Истории
1500 - 1800», А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной,
- М.: Просвещение, 2008 г;
- Ученическая доска;
- Комплект настенных карт по истории России данного периода и стран Европы, Востока;
- Аудиоколонки;
- Видеопроектор;
- Компьютер;
- Экран;
Содержание
учебного предмета
ИСТОРИЯ
РОССИИ XVII—XVIII вв. (40 ч)
7 класс
РОССИЯ
НА РУБЕЖЕ XVI—XVII в. (3 ч)
Внутренняя и
внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране
после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис
Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание
на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603
гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и
культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть
Смутного времени. Лжедмитрий 1. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика
Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского.
Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II.
Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная
борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и
Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии
Романовых.
Основные понятия темы: Смута, патриаршество, крестьянское
восстание, самозванче-ство, интервенция, семибоярщина.
РОССИЯ
В XVII в. (9 ч)
Политический
строй. Первые
Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и
Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного
аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына,
царя Федора Алексеевича.
Экономическое и
социальное развитие. Экономические
последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике.
Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства.
Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки.
Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций
дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян.
Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Народы
России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные
движения. Причины
и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный
бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и
церковь. Церковь
после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп
Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Внешняя
политика. Россия
и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева
к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения.
Русско-турецкая война 1676—1681 гг.
Крымские походы.
Образование и
культура в XVII в. Усиление
светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы.
С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература.
Сатирические повести («О Шемякиной суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические
повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль.
Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи
и нравы. Царский
двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и
обычаи крестьян.
Повторение и обобщение (1ч)
Основные понятия темы: Мелкотоварное
ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, Всероссийский рынок, протекционизм,
тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война,
церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.
РОССИЯ
В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (12 ч)
Преобразования
Петра I. Предпосылки петровских преобразований.
Личность Петра. Великое посольство 1697—1698 гг. Реорганизация армии.
Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего
сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Губернская реформа. Изменение системы городского управления.
Церковная реформа. Упразднение
патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение
абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика
протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском
хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная
реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало
строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и
последствия реформ Петра I.
Внешняя политика
Петра I.Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия».
Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам.
Ништадтский мир.
Восточное направление внешней политики.
Прутский поход. Каспийский поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные
движения. Причины
народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под
руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления.
Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в
культуре. Культура
«верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я.
В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К- Нартов. Создание Академии
наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной
библиотеки.
Архитектура.
Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало
сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К.
Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра. А.
Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.
Изменения в быту. Новый порядок
летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное
зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Основные понятия темы
Рекрутская
система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне,
подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес,
кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голутвенное казачество,
прелестные письма.
РОССИЯ
В 1725—1762 гг. (4 ч)
Дворцовые
перевороты: причины,
сущность, последствия. Фаворитизм.
Елизавета Петровна.
Внутренняя
политика. Изменение
системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров.
«Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства.
Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин.
Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение
Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя
политика. Основные
направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.
Русско-шведская война 1741 —1742 гг. Присоединение к России казахских земель.
Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков.
Основные
понятия темы: Кондиции,
олигархия, фаворит, дворянские монополии,
Дворянский банк.
РОССИЯ
В 1762—1800 гг. (10 ч)
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики.
Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная
комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и
городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг.: причины и последствия.
Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская
война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его
программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое
развитие. Начало
разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост
мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании.
Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие
общественной мысли. Проникновение
либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с
вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка
престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении
крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная
политика.
Внешняя
политика. Основные
направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное
искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма/ Северного Причерноморья.
Греческий проект Екатерины II. Г. А.
Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой.
Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии.
Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета».
Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт
во второй половине XVIII в. Развитие образования.
Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745
г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И.
Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П.
Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И.
Мо-торины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература.
Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков.
Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И.
Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г.
Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.
Музыка. Д. С.
Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное
искусство. Историческая живопись. А. П.Лосенке Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П.
Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский.
Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И.
Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли
(Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в
Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский
ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском
Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в
Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало
ансамблевой застройки
городов.
Перемены в жизни
крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Итоговое обобщение (1 ч). Россия и мир на
рубеже XVIII —XIX вв.
Основные
понятия темы: Просвещенный
абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель,
Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталисты крестьяне,
ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.
НОВАЯ
ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. 7 класс (26 часов)
Введение
(1 ч)
Что изучает
новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового
времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад
и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ЧАСТЬ
I. ЕВРОПА И МИР В
НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (17 ч)
Тема 1. Эпоха Великих географических
открытий (2 ч)
Новые изобретения и усовершенствования.
Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические
представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые
морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики.
Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия
Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи
о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская
колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических
открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало
складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Тема 2. Европа: от Средневековья к
Новому времени (4 ч)
Усиление
королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального,
экономического, политического и культурного развития общества. Короли и
парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная
власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий».
Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных
государств и национальной церкви. Генрих VIII
Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик
XIV Бурбон.
Дух предпринимательства
преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи
и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины
возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие.
Рождение капитализма.
Социальные слои
европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового
времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество.
Законы о нищих.
Европейское
население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и
войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания.
«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась
мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени,
его роль в культурной жизни общества.
Тема 3.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (3 ч)
От Средневековья
к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления
о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира,
Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство
Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном
искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти,
Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства
Испании и Голландии XVII в.; искусство
Северного Возрождения.
Развитие новой
науки в XVI—XVII вв. и ее
влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового
представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» —
ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности
Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой
картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон
и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о
«естественных» правах человека и разделении властей.
Тема 4. Реформация и контрреформация в
Европе (4 ч)
Реформация —
борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в
Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его
учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной
реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события,
значение.
Учение и церковь
Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и
орден иезуитов.
Королевская
власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный
реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I
— «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества
Англии при Елизавете I.
Религиозные
войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба
между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война Трех Генрихов.
Генрих IV Бурбон – «король, спасший Францию».
Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее
государство на европейском континенте.
Тема
5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения
(борьба
за первенство в Европе и колониях) (4 ч)
Нидерландская
революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в
короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов
в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией.
«Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор
Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение
республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в
Европе.
Революция в
Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование
пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба
короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война.
Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва
при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики:
внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная
революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и
парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные
отношения. Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская
война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн*
и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение.
Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф —
крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее
итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для
европейского населения.
Война за
испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя
война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего
развития международных отношений.
ЧАСТЬ
II. ЭПОХА
ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)
Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в. (2 ч)
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи
Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об
общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью.
Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж. Ж. Руссо. Критика
энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж.
Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и
гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная
культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в
произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях
Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в
творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы
третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден.
Особенности
развития музыкального искусства XVIII в. Произведения
И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение
торжества и победы светлых сил.
Значение
культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических
ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация
культуры.
Тема 2.
Промышленный переворот в Англии (1 ч)
Аграрная
революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства.
Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда
и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии
промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за
независимость.
Образование
Соединенных Штатов Америки (2 ч)
Первые колонии в
Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний.
Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование
североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин —
великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны
североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсои.
Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая
система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба
североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования
Соединенных Штатов Америки.
Тема 4. Великая
французская революция XVIII в. (3 ч)
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и
политического развития. Людовик XVI, попытка проведения
реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего
сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 начало революции Плебейский
террор. Революция охватывает всю страну. « Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация
прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных воин. Свержение
монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер:
черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в
Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI политический и
нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи.
Якобинский террор.
Раскол и среде
якобинцев. Причины падения якобинской дик-гатуры, Термидорианский переворот.
Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи
Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
ЧАСТЬ
III. ТРАДИЦИОННЫЕ
ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (3 ч)
Тема 1.
Колониальный период в Латинской Америке (1 ч)
Мир испанцев и
мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области
хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и
инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и
быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на
Гаити.
Тема 2.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч)
Основные черты
традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные
порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии
Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад
империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Вабур.
Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии,
Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское
завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая.
Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа:
политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху
правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества.
Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Повторение «Мир
в эпоху раннего Нового времени» (1 ч)
Календарно-тематическое
планирование по курсу «История России с конца XVI в. по XVIII в.» (7 класс 42 часов)
№
|
Раздел, тема
|
Кол-во часов
|
Обязательный
минимум содержания
образования
|
Основные понятия
|
Знания, умения
|
Измерительные формы контроля
|
Домашнее задание
|
|
1
|
Вводный
урок
|
1
|
Территория
Российского государства, население, социально-экономическая
характеристика, политический строй
|
Сословно-
представительная
монархия
|
Умение
работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды
(от Ивана Калиты до Ивана IV)
|
Работа с контурной картой
|
|
|
2
|
Внутренняя
и внешняя политика Бориса Годунова
|
1
|
Царь Федор Иванович. Обострение
социальных и политических
противоречий.
Пресечение династии Рюриковичей.
Борис
Годунов
|
Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание
|
Обобщать
знания по истории царствования Б.
Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. Совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и
во время Смуты
|
Обобщающая беседа, самопроверка
усвоения нового материала
|
|
|
3
|
Смута
|
1
|
Династические,
социальные и международные причины
Смуты. Восстание И. Болотникова. Польская и шведская интервенция
|
Смута, интервенция
|
Должны
уметь определять причины Смутного времени,
показывать по карте города, охваченные
гражданской войной, знать основных
действующих лиц этого периода истории
|
Фронтальный
опрос, взаимопроверка, домашнее задание в тетради, тест для закрепления
|
§2,3 (с. 17-27); словарь
|
|
4
|
Окончание Смутного времени
|
1
|
Агрессия Речи –Посполитои и Швеции. Семибоярщина.
Освободительная борьба против интервентов; положение К. Минина и Д. Пожарского. Начало династии Романовых
|
Семибоярщина
|
Делать
выводы о том, почему в России не реализовалась
западная модель государственного
устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти.
Выделять главное из текста, формулировать
и доказывать свое мнение
|
Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение
о персоналиях урока
|
§1-2;
§3
(с. 27-32);
Словарь
|
|
5
|
Наш край в период Смуты
|
1
|
|
|
Уметь
готовить сообщения с использованием
краеведческого материала.
Выделять
главное в устной речи, выделять общее
и особенное в истории государства и
края
|
Обсуждение причин общего и особенного в развитии края и страны
|
|
|
6
|
Контрольно-обобщающий
по теме 1 К/Р №1
|
1
|
|
|
|
Контроль знаний
|
|
|
Тема 2. Россия
в XVII в. 9 часов)
|
|||||||
7
|
Новые явления в
экономике
|
1
|
Ликвидация последствий Смуты. Рост товарно-денежных отношений.
Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города
и торговля. Ярмарки
|
Мелкотоварное производство, мануфактура,
всероссийский рынок, предприниматель,
социальная база, рассеянное предприятие,гостиная сотня, суконная сотня, ярмарка
|
Устанавливать
межкурсовые связи с историей Нового
времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы.
Объяснять объективные причины отставания России.
Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы
|
Предъявление результатов работы в виде таблиц
|
§4,вопросы; задания;
словарь; даты
|
8
|
Территория и
хозяйство, политическое положение России в первой половине XVII в.
|
1
|
Развитие торговых связей.
Новоторговый устав. Начало складывания Всероссийского рынка. Казачество. «Соборное Уложение» 1649 г.
|
Белые слободы,
владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие, стан
и окончательное закрепощение крестьян.
Начало становления абсолютизма
|
Знать этапы
закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Иметь представления о структуре управления государством сравнивать ее со
структурой стран Европы.
Учиться
работать с документом, анализировать источники, критически относиться к ним
|
Опрос по вопросам домашнего задания,
индивидуальные задания, обобщающий тест
|
§5,6; вопросы; задания;
словарь; даты
|
9
|
Власть и церковь. Церковный раскол
|
1
|
Самодержавие и
церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум
|
Протопоп, церковный раскол, старообрядчество
|
Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви.
Готовить сравнительные характеристики
Никона и
Аввакума
|
Взаимопроверка знания
ключевых терминов, дискуссия по проблеме
урока «Мог ли конфликт между властью
и церковью разгореться при Михаиле Романовиче»?
|
§7; вопросы; задания;
словарь; даты
|
10
|
Народные движения
|
1
|
Социальные движения
второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина
|
«Бунташный век», прелестные письма
|
Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный
век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные
территории, охваченные движениями
|
Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений
|
§8; вопросы; задания
|
11
|
Внешняя политика
|
1
|
Присоединение Левобережной
Украины и Киева к России. Русско-шведские
и русско-турецкие отношения. Освоение
Сибири и Дальнего Востока
|
Гетман, голытьба, реестровые казаки
|
Знать основные
направления внешней политики.
Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России
|
Проверка домашнего задания устно и по карточкам,
предъявление результатов деятельности
на контурной карте
|
§9;вопросы; задания
|
12, 13
|
Русская культура и быт сословий в XVII
в.
|
2
|
Культура XVII в. «Обмирщение» культуры.
Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Симон Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни
|
Изразцы,
тафта, парча,
секуляризация культуры,
терем
|
Выделять особенности развития отечественной культуры,
составлять сообщения. Учиться слушать сообщения одноклассников
|
Проверка таблиц, заполненных по результатам
обсуждения и заслушивания сообщений, составление
кроссвордов по теме «Культура»
|
§10-11; вопросы; задания; §4-9
|
14
|
Наш край в XVII в.
|
1
|
Развитие хозяйства, быт и культура
края. Народы Урала
в XVII в.: традиции
и новые веяния
|
Казачество
|
Учиться выделять главное в устной речи, объяснять причины особенностей
края
|
Опрос по домашнему
заданию, обобщение особенностей
края
|
Записи в
тетради
|
15
|
Повторительно-обобщающий урок по теме 2 К/Р №2
|
1
|
|
|
|
Разно уровневая контрольная работа
|
|
Тема 3. Россия
при Петре 1 (10 часов)
|
|||||||
16
|
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.
|
1
|
Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина Нащокина.
В. В. Голицын
|
Регентство, гвардия, медаль, волонтер, верфь
|
Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять
главное в тексте учебника
|
Обобщающая беседа
в конце урока
|
§12; вопросы; задания; даты
|
17, 18
|
Начало царствования Петра I.
Северная война
|
2
|
Стрелецкие восстания.
Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Внешняя политика. Азовские походы.
Строительство мануфактур и заводов. Великое
посольство. Северная война. Основание Петербурга.
Полтавская битва. Реформы армии
|
Рекрутская система, конфузия, регулярная армия генеральное сражение, редут
|
Знать
хронологию Северной войны. Уметь
показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны
и ее необходимость. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота.
Использовать литературные произведения для рассказа об исторических
событиях
|
Опрос по домашнему
заданию, взаимопроверка хронологических
таблиц
|
§13, 14; вопросы; даты; таблица
|
19, 20
|
Реформы Петра I
|
2
|
Социальная политика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о
рангах. Подушная подать. Указ о престолонаследии
|
Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм
|
Характеризовать
экономическое состояние России при Петре I. Давать
объяснение перестройке экономической структуре
страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением
|
Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание
по
теме урока
|
§15, 16 (с.
122-128); вопросы; задания; даты
|
21
|
Народные движения
первой четверти XVIII в.
|
1
|
Последствия социальной политики. К. Булавин
|
Работные люди,
отходники, посессионные крестьяне ревизия, челобитная
|
Знать причины
восстаний, участников, их требования.
Уметь показывать районы восстаний, рассуждать
о причинах поражения
|
Промежуточное тестирование.
Обобщение в форме взаимопроверки таблиц
|
|
22, 23
|
Русская культура эпохи Петра 1
|
2
|
Изменения в культуре, в быту. Школа
математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Роль петровских преобразований в истории страны
|
Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма
|
Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать
на вопросы аудитории
|
Проверка сочинений.
Обсуждение вопроса о пользе и вреде
изменений в культуре при Петре I
|
§18, 19; вопросы; задания
|
24
|
Повторительно-обобщающий урок по теме Петр I
К/Р № 3
|
1
|
|
|
Излагать свою
точку зрения в письменной речи, приводить
аргументацию и доказательства
|
Написание сочинения-эссе «Петр
великий тиран или реформатор»
|
|
Тема 4. Россия
в 1725-1762 гг. (6 часов)
|
|||||||
25, 26
|
Дворцовые перевороты
|
2
|
Причины дворцовых переворотов. Российские
монархи эпохи
дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни
|
Дворцовый
переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций
|
Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих
лиц. Учиться обобщать знания, делать
выводы. Доказывать свои суждения.
Работать с
дополнительной литературой
|
Анализ пробелов знаний по эпохе Петра.
Решение проблемы: «Почему в XVIII в. наступает эпоха дворцовых переворотов, что
изменилось?»
|
§20-21; вопросы; задания; документы; таблица
|
27
|
Внутренняя политика в 1725-1762 гг.
|
1
|
Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества
|
Манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен усиление
крепостничества
|
Особенности
внутренней политики российских императоров после Петра развивают
умение работать с текстом учебника.
|
Тесты для повторения, тесты для закрепления.
|
§22;вопросы;
задания;
документы
|
28
|
Внешняя политика России в середине XVIII
в.
|
1
|
Войны с Персией и Турцией. Участие
России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель
|
Восточный барьер, гаубица, Семилетняя война -
кузница русского военного мастерства
|
Главные направления внешней политики, особенности внешней политики.
Развивать умение работать с картой. Составлять
хронологические таблицы
|
Фронтальный опрос, тесты для закрепления
|
§23; вопросы; задания; §20-22
|
29
|
Наш край в первой половине XVIII в.
|
1
|
Степан Разин и наш
край
|
|
Знать историю
родного края, особенности и место Поволжья в истории России. Уметь делать записи по лекции учителя
|
Тест для закрепления
|
Записи в
тетради
|
30
|
Обобщающий урок по
теме Россия в 1725-1762гг. К/Р №4
|
1
|
|
|
|
Письменная проверочная работа
|
|
Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (13
часов)
|
|||||||
31
|
Внутренняя политика Екатерины II
|
1
|
Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и
городам. «Золотой век» русского дворянства. Жалованные грамоты
дворянству и городам. Уложенная комиссия.Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством
|
Просвещенный абсолютизм, «Золотой век» русского дворянства, либерализм
|
Анализ политики Екатерины (выделение целей,
подведение итогов). Работа с документами, развитие умений работать с текстом
|
Задание в конце параграфа, тесты для закрепления
|
§24
(пп. 1,2,4)
|
32
|
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
|
1
|
Социальные движения второй половины XVIII
в. Восстание под предводительством Е.
Пугачева
|
Крестьянская война, уложенная комиссия
|
Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания.
Давать собственные аргументированные суждения.
Уметь
показывать на карте район восстания
|
Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа
|
§24, 25 (пп.
3, 5)
|
33
|
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
|
1
|
Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.
Развитие промышленности. Предпринимательство.
Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического
развития
|
Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, банк
|
Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие
отраслей экономики. Совершенствовать умение читать карту
|
Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной таблицы
|
§26;вопросы; задания; документы
|
34
|
Внешняя политика Екатерины II
|
1
|
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и
присоединение Крыма, Причерноморья,
Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Русское
военное искусство. А. В. Суворов,
Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии
|
Протекторат, повод и причина войны
|
Определять
направление внешней политики. Показывать
на карте территориальные приращения.
Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты
|
Фронтальный опрос,
взаимопроверка
таблицы
|
§27 (с.
192-198); §28 (с. 199-203); вопросы;задания; документы; таблица
|
35
|
Россия при Павле 1
|
1
|
Павел I. Попытки укрепления
режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной
барщине
|
Эскадра
|
Показывать
противоречивый характер политики Павла I. Объяснять
причины последнего дворцового переворота, высказывать свое отношение, работать с текстом учебника и
картой
|
Диктант дат,
сообщения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления
|
§29; вопросы; задания; документы
|
36
|
Русская культура второй половины XVIII в. Наука
и образование
|
1
|
Век Просвещения. Сословный характер
образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Московского
университета. Географические экспедиции
|
Воспитательный
дом, солдатская школа, духовная семинария,
Институт благородных девиц,
университет, агрономия, паровая машина
|
Устанавливать
связь между развитием экономики,
политики и культуры, работать с
дополнительной литературой,
делать доклад на заданную тему
|
Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов
|
§30; вопросы; задания
|
37
|
Литература искусство второй половины XVIII
в.
|
1
|
Литература и
журналистика. Крепостной театр. Возникновение
профессионального театра. Ф.
Волков. Классицизм в архитектуре,
изобразительном и музыкальном искусстве
|
Ода, барокко, классицизм, классическая
архитектура
|
Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с
западной культурой, знать выдающиеся достижения и
имена деятелей
культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры.
|
Викторина
|
§31-32; вопр. §24-30
|
38
|
Быт и жизнь во
второй половине XVIII в.
|
1
|
Быт народов России.
Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
|
Самосознание, нация, патриотизм
|
Описывать образ жизни различных слоев общества
|
Тест
|
§33
|
39
|
Повторительно-обобщающий урок по теме.
К/Р № 5
|
1
|
|
|
|
Контрольная работа
|
|
40
|
Итоговое обобщение
К/Р № 6
|
1
|
|
|
|
Тест
|
|
41,42
|
Резерв
учебного времени
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое
планирование по курсу «История Нового времени» (7 класс 28 часов)
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Измерительные
формы
контроля
|
Элементы дополнительного содержания
|
Домашнее задание
|
Введение
|
|||||||
|
От средневековья к Новому времени
|
1
|
Что изучает Новая история. Понятие «Новое время». Хронологические
границы и этапы Нового времени. Человек в
Новом времени. Запад и Восток:
особенности общественного устройства и
экономического развития
|
Знать основные положения урока, хронологию Нового времени. Начать правильно делать записи в тетради
|
Опрос. Письменные задания
|
|
Читать введение
|
Глава 1.
Европа и мир в начале Нового времени (16 часов)
|
|||||||
1
|
Технические открытия и выход к Мировому океану
|
1
|
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии.
Книгопечатание. Новое
в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили
новые земли. Испания и Португалия
ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней
Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию
|
Уметь
составлять таблицу: достижения, автор и
значение. Понимать причинно-следственные связи
|
Опрос. Письменные задания. Таблица
|
|
§1
|
2
|
Великие географические открытия и их последствия
|
1
|
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка -
встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернандо Магеллан. Первое
кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы
и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических
представлений о мире. Начало
складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция
цен
|
Знать основные
открытия. Уметь составлять хронологическую
таблицу
|
Опрос. Письменные задания. Таблица
|
|
§2
|
3
|
Усиление королевской власти bXVI-XVIIbb.
|
1
|
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение
абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного
управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх - помазанник Божий». Армия
на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных
государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор. Елизавета Тюдор. Яков I Стюарт. Людовик XIV Бурбон
|
Знать основные
понятия урока: абсолютизм, ливр, мировой
судья, меркантилизм. Уметь анализировать исторические явления, выявлять причинно-следственные связи и давать
свою оценку. Знать основные положения и
понятия урока. Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку
|
Написать мини-сочинение
«Король и парламент»
|
Этикет при дворе Людовика XVI
|
§з
|
4
|
Дух предпринимательства преобразует экономику
|
1
|
Дух
предпринимательства преобразует экономику.
Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура
- капиталистическое предприятие. Рождение капитализма
|
Знать основные положения урока. Делать сравнение между эпохами
(современная и Нового времени)
|
Составить в тетради план ответа на вопрос «Развитие
мануфактурного производства»
|
|
§4
|
5
|
Новые ценности преобразуют общество
|
1
|
Социальные
слои европейского общества, их отличительные
черты. Буржуазия эпохи раннего
Нового времени. Новое дворянство.
Крестьянская Европа. Низшие слои
населения. Бродяжничество. Законы
о нищих. Европейское население и
основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и
войны
|
Знать основные понятия урока: капиталист,
батрак, новое
дворянство. Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты
|
Опрос. Письменные задания
|
Сравнить положение европейских крестьян в эпоху Нового времени и средневековья
|
§5
|
6
|
Повседневная
жизнь
|
1
|
Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре
питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе,
кто ты есть». Менялись эпохи - менялась мода. Костюм - «визитная
карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества
|
Уметь составлять тезисы по тексту учебника
|
|
|
§б
|
7
|
Высокое Возрождение
|
1
|
От средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас
Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои.
Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны
Возрождения». Леонардо да Винчи,
Микеланд-жело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения
|
Знать основные положения урока. Уметь
составлять и представлять устные доклады.
Начать
составлять сравнительную таблицу достижений
культуры
|
Эссе: Какие черты свойственны личностям эпохи Возрождения. Раскрыть тему на конкретных
примерах
|
|
§7-9
|
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Измерительные
формы
контроля
|
Элементы дополнительного содержания
|
Домашнее задание
|
8
|
Рождение новой европейской науки
|
1
|
Развитие новой
науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание
человека. Разрушение средневекового представления
о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» -ядро
учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео
Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины
мира. Уильям Гарвей о строении
человеческого организма. Френсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники
философии Нового времени. Учение Джона
Локка о «естественных» правах человека и разделении властей
|
Знать основные положения урока. Составление сравнительной таблицы.
Уметь составлять и представлять устные доклады
|
Заполнить
таблицу «Основные научные идеи, способствующие развитию новых взглядов
на общество»
|
|
§10
|
9
|
Начало Реформации
в Европе
|
1
|
Реформация -
борьба за переустройство церкви. Причины
Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь.
Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события,
значение
|
Знать основные
положения и понятия урока: Реформация,
революция, протестантизм. Выявлять
различие и сходство в формах народных
движений
|
Составить тезисы: Что дала реформация в Германии: князьям,
дворянам, горожанам и крестьянам
|
|
§11
|
10
|
Распространение Реформации в Европе
|
1
|
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба
католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола
и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией
|
Знать основные положения урока. Давать оценку историческим личностям
|
Эссе:
«Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать
оттуда монахов, а чтобы вогнать
туда весь мир» Вольтер. Как вы понимаете это высказывание
|
|
§12
|
11
|
Королевская власть и Реформация
|
1
|
Королевская власть и Реформация в Англии.
Генрих VIII -«религиозный реформатор». Англиканская
церковь. Елизавета I - «верховная
правительница церковных и светских дел».
Укрепление могущества Англии при
Елизавете I
|
Знать основные положения урока
|
|
|
§13
|
12
|
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии
во Франции
|
1
|
Религиозные войны и абсолютная монархия
во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь.
Война трех Генрихов. Генрих
IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт - Реформы Ришелье. Ришелье
как человек и политик. Франция - сильнейшее
государство на европейском континенте
|
Знать основные положения урока. Уметь анализировать документы и делать выводы
|
|
|
§14
|
|||||
Глава 2.
Ранние буржуазные революции. Международные отношения
|
||||||||||||
13
|
Нидерландская революция
|
1
|
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды -«жемчужина в короне
Габсбургов». Особенности экономического
и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов.
Начало освободительной войны.Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния.
Рождение республики. Голландская республика
- самая экономически развитая
страна в Европе
|
Знать основные
понятия урока. Выявлять причинно-следственные
связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных
событий
|
Составить в тетради таблицу «Основные события испано-нидерландской войны»
|
|
г§15
|
|||||
14
|
Парламент против короля. Начало революции в
Англии
|
1
|
Революция в
Англии. Установление парламентской монархии.
Англия в первой половине XVII в. Пуританская
этика и образ жизни. Преследование
пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская
война. Парламент против короля. Оливер
Кромвель и создание революционной армии. Битва при
Нейзби. Первые реформы парламента.
Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия
|
Знать основные
положения урока. Уметь проводить
исторические параллели (Нидерландская
и Английская революции), выявлять общее и различное
|
Составить
таблицу «Реформы долгого парламента»
|
|
§16
|
|||||
15
|
Революция в Англии. Путь к парламентской республике
|
1
|
Движения
протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция»
1688 г. и рождение парламентской
монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества
|
Знать основные
положения урока. Давать характеристику и
оценку исторической личности
|
Подготовить сообщение об О.Кромвеле и его роли в истории Англии
|
|
§17
|
|||||
16
|
Международные отношения в XVI-XVII вв.
|
1
|
Международные отношения. Причины
международных конфликтов в XVI-XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало
войны. Основные военные действия. Альбрехт
Валленштейн и его военная система. Организация
европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф -крупнейший
полководец и создатель новой
военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство - война за
династические интересы и за
владение колониями. Семилетняя
война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для
дальнейшего развития международных отношений.
|
Знать
основные положения урока. Знать и уметь применять алгоритм изучения войн
|
Составить
в тетради план ответа на вопрос «Вестфальский мир»
|
|
§18
|
|||||
17
|
Первый период Нового времени
|
1
|
Место Нового
времени в истории человечества. Основные
достижения и проблемы Нового
времени. Вклад культуры в человечество
|
Знать основные положения раздела
|
Тесты
|
|
|
|||||
Глава 3. Эпоха
Просвещения. Время преобразований (8 часов)
|
||||||||||||
18
|
Век Просвещения.
Стремление
к царству разума
|
1
|
Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об
общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью.
Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи
Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс
формирования правового государства
и гражданского общества в Европе и Северной Америке
|
Знать основные
положения урока. Уметь составлять и представлять устные доклады, реферат, сообщение
|
Заполнить таблицу
«Основные идеи просветителей»
|
|
|
|||||
19
|
Художественная
культура Европы эпохи Просвещения
|
1
|
Художественная
культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо.
Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические
ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера. И. Гете. Придворное искусство. Особенности развития
музыкального искусства XVIII в. Значение культурных ценностей эпохи. Секуляризация
культуры
|
Знать основные
положения урока. Уметь работать
с различными источниками исторической
информации
|
Ответить на
вопросы с. 189
|
|
§20
|
|
||||
20
|
Промышленный переворот в Англии
|
1
|
Афарная революция в Англии. Развитие в
деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки
и особенности. Условия труда и быта фабричных
рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса
|
Знать основные
понятия урока: фабрика, луддизм, промышленный переворот,
аграрная революция. Знать исторические формы промышленного производства
и их признаки
|
Составить план
ответа «Переворот в сельском хозяйстве»
|
Подготовить сообщение
о предпринима телях -изобретателях новых технологий
|
§21
|
|
||||
21
|
Английские колонии в Северной Америке
|
1
|
Первые колонии
в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского
общества. Б. Франклин - великий наставник
«юного» капитализма
|
Знать основные
положения урока. Уметь сравнивать исторические
явления (революции в Нидерландах,
Англии и Америке)
|
Составить рассказ о первых колониях и их жителях
|
|
§22
|
|
||||
22
|
Война за независимость. Создание США
|
1
|
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж.
Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация
независимости. Образование США.
Конституция США 1787 г. Политическая
система США. Билль о правах.
Претворение в жизнь идей
Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция
России. Историческое значение
образования Соединенных Штатов Америки
|
Знать основные
положения урока. Выявлять главные отличия между демократическими и авторитарными
началами общественного устройства
|
Составить рассказ
«Американцы борются за независимость»
|
|
§23 \
|
|
||||
23
|
Причины
и начало Великой французской революции
|
1
|
Франция в середине XVIII в.: характеристика
социально-экономического и политического развития.
Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное
собрание. 14 июля 1789 г. - начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю
страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет
|
Знать основные
положения урока. Выявлять причинно-следственные
связи общественной жизни накануне революционных событий. Начать
составлять хронологическую таблицу
событий революции
|
Сравнить развитие промышленности и торговли во Франции во второй половине XVIII в. и в Англии в то же время. Заполнить
таблицу «Основные события Великой французской революции»
|
|
§24
|
|
||||
24
|
От монархии к
республике
|
1
|
Декларация
прав человека и фажданина. Конституция
1791 г. Начало революционных войн. Свержение
монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат,
Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь
Людовика XVI: политический
и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции
|
Знать основные
положения урока. Продолжить составление таблицы. Уметь по карте определять ход событий
|
Закончить составление таблицы.
Составить план ответа «Значение Великой французской революции»
|
|
§25
|
|
||||
25
|
От якобинской
диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта
|
1
|
Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский
террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры.
Термидорианский переворот. Войны
Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи
Франции. Государственный переворот 18
брюмера 1799 г. и установление консульства
|
Знать основные
положения урока. Уметь проводить
исторические параллели (якобинцы и жирондисты). Уметь по карте определять
ход событий. Давать характеристику и оценку личности Наполеона; высказывать свое мнение на проблему роли личности в истории
|
|
Бонапарт
Наполеон
|
§26
|
|
||||
Глава 4.
Колониальный период в Латинской Америке
|
|
|||||||||||
26
|
Колониальный период в Латинской Америке.
Складывание Латиноамериканского общества
|
1
|
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Офаничения в области
хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные
невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения.
Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити
|
Знать основные понятия урока: креол,
метис, мулат
|
Составить план «Система
управления в колониях Испании и Португалии
в Новом Свете»
|
|
§27
|
|
||||
Глава 5.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
|
|
|||||||||||
27
|
Государства Востока в раннее Новое время. Начало европейской
колонизации
|
1
|
Основные черты традиционного общества: государство -верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни
подданных. Религии Востока. Кризис и
распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов.
Причины распада империи. Борьба
Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской
империи. «Закрытие» Китая. Китай и
Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии
Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества
|
Знать основные понятия урока: конфуцианство,
буддизм, индуизм, синтоизм. Уметь работать с дополнительной литературой.
Знать основные понятия урока: сегун, могол, сипай.
Уметь сравнивать исторические явления
|
Сравнить власть императоров цинской династии с властью кого-либо из европейских монархов
|
|
§28
§29-30
|
|
||||
28
|
Итоговое
повторение К/Р № 7
|
|
|
Тест
|
|
|
|
|
||||
СПИСОК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(для
учителей и учащихся)
1.
Демидова
Н. Ф. Служилая бюрократия в
России XVII в. и ее
роль в формировании абсолютизма.— М.,
1989.
2.
Деникин А. И. Очерки русской смуты.— М., 1991.
3.
Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в
1907—1911 гг.— Л., 1978.
4.
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления.— М., 1990.
5.
Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания,
суеверия, поэзия.— М., 1997.
6.
Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в
России.— М., 1958.
7.
Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного
права в
России: 1856— 1861 гг.— М., 1984.
8.
Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в
России XV в.— М.,
1991.
9.
Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного.— М., 1960.
10. Зимин А. А. Россия
на рубеже XV—XVI
столетий.—М., 1982.
11. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного.— М., 1982.
12. Каменский А. В. Российская
империя в XVIII веке: традиции и модернизация.— М., 1999.
13. Кобрин В. Б. Власть
и собственность в средневековой Руси XV—XVIII вв.— М., 1985.
14. Кобрин В. Б. Иван
Грозный.— М., 1989.
15. Крещение Руси в
трудах русских и советских историков.— М.,
1988.
16. Кучкин В. А. Формирование
государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв.— М.,
1984.
17. Левандовский А. А. Время Грановского: у
истоков формирования русской интеллигенции.— М., 1990
18. Леонтович В. В. История
либерализма в России: 1762—1914 гг.—
М., 1995.
19. имонов /О. А. Владимиро-Суздальская Русь:
Очерки социально-политической истории.—
М., 1987.
20. Литвак Б. Г. Переворот 1861
года в России:
Почему не реализовалась реформаторская альтернатива.—
М., 1991.
21. Ляшенко Л. М. Революционные
народники.— М., 1989.
22. Мироненко С. В. Страницы
тайной истории самодержавия:
политическая история России первой половины XIX
столетия.— М., 1990.
23. Миронов Б. Н. Социальная
история России. В 2 т.— СПб., 1999.
24. Молчанов Н. Я.
Дипломатия Петра Первого.— М., 1984.
25. На пороге
кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе.— М., 1990.
26. Национальная
политика России: история и современность.— М.,
1997.
27. Очерки русской
культуры XIX в.: Общественно-культурная среда.— М., 1998.— Т. 1.
28. Павленко Н. И. Петр
Великий.— М., 1990.
29. Павленко Н. И. Птенцы
гнезда Петрова.— М., 1988.
30. Паншин И. К., Плимак Е. Г.,
Хорос В. Г. Революционная традиция
в России: 1783—1883.— М., 1986.
31. Российские
консерваторы.— М., 1997.
32. Российские
самодержцы (1801 —1917).— М., 1991.
33. Россия XV—XVII вв. глазами
иностранцев.— Л., 1986.
34. Русская
художественная культура второй половины XIX
в.: Диалог с эпохой.— М., 1996.
35. Самсонов А. М. Вторая
мировая война.— М., 1989.
36. Сахаров А. М. Образование
и развитие Российского государства в XIV—XVII вв.— М.,
1969.
37. Скрынников Р. Г. Иван
Грозный.— М., 1975.
38. Скрынников Р. Г. Царство
террора.— СПб., 1992.
39. Советское
общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2 т.— М., 1997.
40. Соловьева А. М. Промышленная
революция в России в XIX веке.— М., 1990.
41. Становление
российского парламентаризма начала XX века/Под ред.
Н. Б. Селунской.— М., 1996.
42. Тарновский К. Н. Социально-экономическая
история России: Начало XX века.— М., 1990.
43. Тенцов П. В. Аграрная
политика: на крутых поворотах 20 — 30-х гг.— М., 1990.
44. Терещенко А. В. Быт
русского народа. В 2 ч.— М., 1997.—
Ч. 1.
45. Тихомиров М. Н. Древнерусские
города.— М., 1956.
Комментариев нет:
Отправить комментарий