Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Рабочая программа по истории 10 класс

Кому нужна версия в Word, ссылка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10 »




Утверждаю
Директор МКОУ «Школа №10»

 _______________ Ислентьева Е.В.
                         
Приказ № ______
От «______ » ___________ 2011г.                   
Согласовано
на МС школы
Протокол №_____

от «____»____________2011г.
Руководитель МС
_____________ Шевченко Т.Н.

Рассмотрено
на МО учителей  гуманитарных дисциплин

Протокол № ___
от «___» ______________2011г.
Руководитель МО
____________Горбунов Р.Г.
                





Рабочая учебная программа по

______________________Истории______________________________
(наименование учебного предмета \ курса)
_________________________________10 класс__________________________________
(ступень образования  \ класс)
__________________________2011 – 2012 учебный год___________________________
(срок реализации программы)
   
Составлена на основе примерной программы среднего общего образования  по истории
                                                                                                             (наименование программы)

Программу составил   ___Юдин Иван Вячеславович_________________________________                      
                                                                                        (Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)















г. Ирбит   2014 г.
Нормативная база преподавания предмета
            Рабочая программа по истории составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
·         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10);
·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего  (полного) общего образования, по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
·         Базисный учебный план МАОУ «Школа № 10» на 2014/15 учебный год;
·         Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года, №253;
·         Примерной авторской программы основного общего образования, по истории за 2004г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История», для учащихся 10- х классов составлена на основе Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, Примерной программы по учебному предмету «История» и авторской программы под редакцией А.Н. Сахарова год издания программы 2008г.

Цель изучения предмета:
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
·         Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;
·         Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды принципы с мировоззренческими системами;
·         Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе;
·         Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • Продолжить подготовку учащихся к восприятию, усвоению систематического предмета истории в В.У.З. ах;
  • Воспитание у учащихся толерантности, терпимости, уважению к культуре и традициям прошлого своей страны и зарубежных стран;
  • Обучить школьников средней школы ориентироваться в исторической информации, умении обобщать и сравнивать, самостоятельной работе;
  • Завершить обучение школьников средней школы поиску, интерпретации, анализу исторической информации;
  • Дать необходимый уровень (минимализм) исторических знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях;
  • Продолжить формирование гражданско-патриотической позиции выпускников;
  • Продолжить воспитание у учащихся уважения к культуре и традициям прошлого своей страны;
  • Продолжить подготовку учащихся к успешной ГИА по истории в форме ЕГЭ в 11 классе.

Основные задачи курса:
  • Показ событий в истории через деяния людей: государственных правителей, полководцев, путешественников,  изобретателей;
  • Получение школьниками основных представлений о культуре прошлого: живописи, архитектуре, музыки, книгопечатания;
  • Формирование представлений о базовых понятиях истории, обществознания (государство, законы и т.д.);
  • Формирование навыков исторического мышления;
  • Дальнейшее развитие кругозора школьников и ориентация во времени, ретроспективного восприятия мира в связи с представлениями об изменениях в жизни человека на протяжении веков;
  • Формирование исторического мышления школьников, составляющими которого являются: способность не только ярко представлять своё прошлое, но и приобрести чувство сопричастности к нему, а также способности осмыслить прошлое в его значении  для настоящего и прогнозирования будущего;
  • Формирование учебной деятельности и непосредственно связанных с ней общеучебных интеллектуальных умений;
  • Развитие умения обобщать материал;

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе среднего (полного) общего образования. Из расчета 2 учебных часа в неделю, в том числе на практическую работу отводится 8 часов, на контрольные и зачетные уроки 7 часов.

Общая характеристика предмета «История»
Особенностью изучения истории в старших классах является более широкое, чем на предшествующей ступени обучения, привлечение исторической литературы и источников. Школьники знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам. При этом используются знания и умения, полученные на уроках обществознания.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках курса истории - «Истории России с древнейших времен до конца XIX века». Изучение этого курса основывается на проблемно - хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.


Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения истории на базовом уровне ученик должен:
Знать \понимать
         основные факты, процессы и явления, характеризующее целостность и системность отечественной и всемирной истории;
         периодизацию отечественной и всемирной истории;
         современные версии и трактовки важнейших поблеем отечественной и всемирной истории;
         особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
Уметь
         Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
         Критически анализировать источник исторической информации;
         Анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах;
         различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения;
         устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно -временные рамки изучаемых явлений и процессов;
         учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
         представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии;
         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
         определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
         использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
         соотнесения   своих  действий   и  поступков   окружающих  с   исторически возникшими формами социального поведения;
         осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Продолжить обучение истории во 2 концентре и подготовить учащихся к восприятию и изучению истории в ВУЗах.
·         Продолжить формирование общеучебных интеллектуальных дисциплин;
·         Формирование активной гражданско-патриотической позиции;
·         Уметь оценивать исторические явления, действия людей в истории;
·         Знать хронологические рамки и основные периоды истории России с древнейших времён до конца XIX в;
·         Развитие географических знаний;
·         Представлять положение основных групп населения в данный период истории;
·         Понимать значение свободного труда и предпринимательства для развития общества и отдельного человека;
·         Характеризовать основные события отечественной истории, основные направления внутренней политики Российского государства, роль видных политических деятелей;
·         Понимать значение изменений в материальной и духовной культуре России, результаты внешней политики;
·         Уметь обобщать материал, высказывать обоснованные собственные суждения;

Контроль уровня обученности.
Проверка знаний может осуществляться следующим образом: устный опрос, тестирование, к/р, с/р, аналитические задачи, практикумы по темам, работа с источником, работа с картой, фронтальная беседа, карточки с индивидуальным заданием, характеристика исторических явлений по памяткам, сообщения по заданной теме, реферат, доклад.


Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
·         Учебник «История России с древнейших времён до конца XIX в», в 2-х частях А.Н. Сахаров,  М.: Просвещение, 2013 г;
·         Атлас «История России с древнейших времен до конца XVII веков;

  1. Ученическая доска;
  2. Комплект настенных карт по истории России данного периода;
  3. Аудиоколонки;
  4. Видеопроектор; 
  5. Компьютер с выходом в итернет;
  6. Экран;
























Содержание учебного предмета

Часть I. Раздел 1. Русь изначальная (6 ч.)
Исторические корни славян. Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языко­вая общность. Общеславянский европейский поток. История восточных славян -часть европейской истории, выделение восточного славянства.
Географическое положение восточного славянства.
Контактные цивилизованные зоны Руси и отдельных ее регионов.
Хозяйство восточных славян. Навыки сельского хозяйства. Промыслы. Ремесло. Общее и особенное в формировании городов Руси и Западной Европы.
Религия восточных славян в древности.
Появление княжеств у восточных славян в VIII-IX вв. Формирование госу­дарственного объединения «Русь» на рубеже VIII-IX вв. во главе с княжеством по­лян. Возникновение Киева: легенда и быль. Происхождение слова «Русь». Новго­родская Русь, ее место в русской истории.
Генезис многонационального Древнерусского государства.
Появление государства Русь. Первые русские князья. Борьба Новгорода и Киева . По­беда «Севера» над «Югом». Князь Олег.Создание державы с центром в Киеве.  Поход Олега на Константинополь в 907 г. Дого­воры Руси с греками. Русско-византийская война 941-944 гг. Восстание древлян и смерть Игоря. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Переход власти к . Святославу.
Правление Святослава. Святослав - «Александр Македонский Восточной Ев­ропы». Подавление племенного сепаратизма. Поход на Восток. Русско-византийское соперничество в конце 60-х - начале 70-х гг. X в. Поражение Святослава. Русь на завоеванных рубежах.
Древнерусское государство при Владимире. Продолже­ние «восточной» и «балканской» политики Святослава.
Крещение Руси как русский и европейский феномен. Историческое значение крещения Руси. Появление на Руси духовенства - мощной социально-экономической, духовной, культурной силы.Оборона Руси от печенегов. Система укреплений. Внут­ренние реформы. Личность Владимира Святославича.
Раздел 2. Расцвет Руси. XI – первая треть XII века.(4 ч.)
Русь при Ярославе Мудром Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Борис и Глеб - князья-мученики. Противоборство Ярослава Владимировича Мудрого с соперниками. Разде­ление державы между Ярославом и Мстиславом. Объединение Руси в единое государство.
Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах. Династические связи Ярославого дома.Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Города и торговля. Церковь и монастыри. «Русская правда» Ярославичей.
Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Признаки распа­да Древнерусского государства. Соперничество феодальных кланов. Княжеские съезды и объединения русских сил для борьбы с половцами. Крестовый поход в степь в 1111 г. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. «Поуче­ние детям» и «Устав». Мстислав Великий - сын Владимира Мономаха. Последние годы единой державы.

Раздел 3.Политическая раздробленность Руси (2ч.)
Политическая раздробленность Руси. Причины раздробленности. Рост городов и «земель», развитие городских со­словий, становление вотчинного землевладения. Борьба цен­тробежных и центростремительных сил. Скрепляющее действие власти киевского князя, Русской церкви, единой культуры, единой сложившейся народности, внешней опасности со стороны половцев.
Распад Руси на 15 крупных княжеств - государств. Краткая характеристика основных княжеств. Социально-экономические, этнические, внутри- и внешнеполи­тические, культурные процессы.
Владимиро-Суздальская Русь. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Господин Великий Новгород. Киевское княжество в XII-XIII вв. Чернигово – Северское княжество. Галицко-Волынское княжество.
Русская культура в ХП-ХШ вв. Письменность, грамотность, школы. Летописи,Литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Зарождение русской цивилизации.
Раздел 4. Борьба Руси за независимость в XIII-начале XIV века (5 ч.)
Монголо-татарское нашествие на Русь . Образование державы Чингисхана. Политическое состояние Руси перед битвой на Калке. Битва на Калке. Монголо-татары на пороге Руси. Установление ордынского ига на Руси.
Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Невская битва и Ледовое побоище. Невская битва. Александр . Ярославич Н Борьба с Тевтонским орденов. «Ледовое побоище». Совместная борьба Прибалтики и Руси против шведских и немецких рыцарей.
Возрождение хозяйства и культуры. «Недоумение в людях» после Бз нашествия. Постепенное возрождение городов и деревень, пашен и промысл менного строительства, летописного дела и др.
Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. Возвышение Москвы. Переход митрополита из  Владимира в Москву. Личность Ивана Калиты. Успехи Ивана Калиты. Сохранение европейских связей русских земель.

Раздел 5. Русь в XIV-XVвеках (6 ч.)
Куликовская битва. Дмитрий Донской . Личность Дмитрия Донского. Мамай. Сражение на Пьяне (1377) и Воже (1378). Поход Тохтамыша на Москву. Роль церкви в объединении Руси.
Феодальная война на Руси .Национальный подъем Куликовской победы. Политическом первенство Москвы при Василии I и Василии II. Потери и приобретения времен феодальной войны второй четверти. 
Иван III - государь всея Руси. Русь между востоком и Западом. Иван III.Подчинение Новгорода. Освобождение от ига. «Судебник» 1497 г.Формирование многонационального государства. Теория «Мо­сква - третий Рим
Хозяйство, власть и церковь в XV веке.
Русская культура XIV-XV вв. Возрождение и развитие письменной тра Летописные своды, повести и оказания, житий святых. Церковное и гражданское строительство (монастырские комплексы-крепости, храмы в городах и сел дворцы и жилые дома). Иконопись и фрески - Андрей Рублев, Феофан Грек

Раздел 6. Россия в XVI веке (5 ч.)
Россия при Иване Грозном. Личности Елены Глинской - регентши русского трона. Иван IV Грозный (1530-1584) - первый царь всея Руси (с 1547 г.). Политика Избранной рады. Реформы.  
Внешняя политика Ивана IV. - взятие Казанского и Астраханского ханств. Башкирия и Ногайская орда. Начало присоединения Сибири - поход Ермака. Нерусские народы в составе России. Ливонская война. Опричнина. Измена Курбского. . Опричные казни и погрома. На­родные бедствия. Хозяйственное разорение. Новые явления в русской культуре
ЧастьII. Раздел 1.  Россия в XVII веке(11 ч.)
Конец династии Рюриковичей. Начало Смуты. Гибель царевича Дмитрия в Угличе. Кончина Федора Ивано­вича, воцарение Бориса Годунова. Личность Годунова. Борьба с Романовыми и Шуйскими. Интриги бояр. «Кризис верхов».
Смутное время. Голодные годы и бунты (1601-1603). Первый самозванец, Лич­ность Лжедмитрия I. Подъем народного движения. Восстание Болотникова (1606-1607) - кульминация гражданской войны. Царь Шуйский и второй самозванец. Польско-шведская интервенция. Полководец М. В. Скопин-Шуйский. Семибоярщина
Народный отпор интервентам. Первое ополчение. П. Ляпунов и его гибель. Второе ополчение. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова на царство. Столбовский мир и Деулииское перемирие. Окончание Смуты.
Россия после Смуты. Рост населения в городах и селениях, «росчисти» и «починки», промыслы и торговля, Меры властей. Роль земских собо­ров. Первые шаги во внешней политике: Смоленская война 1632-1634 гг., восста­новление засек на юге, «Азовское сидение». Причины неудач. Царь Михаил Романов и патриарх Филарет. Боярская дума и приказы.
Новые черты в жизни России Сельское хозяйство и промыслы. Мануфактура, Торговля. Воссоединение Левобережной Украины и Киева с Россией. Войны с Речью Посполитой, Крымом и Турцией.. Крымские и Азовские похо­ды. Балтийская и Черноморская проблемы - решенные и нерешенные задачи.
Царь Алексей Михайловича его дети-преемники. Подготовка и начало преоб­разований в управлении, армии и др. Предшественники Петра: Ордин-Нащокин и Ртищев, Матвеев и Голицын. «Великое посольство» Петра I в Западную Европу. Первые петровские реформы.
XVII «бунташный» век Народные восстания XVII в. - «бунташное время». Московские восстания: 1648 г. (Соляной бунт), 1662г. (Медный бунт.  Восстания в других районах России. Крестьянская (гражданская) вой­на во главе с Разиным. Личность Степана Разина.
Внешняя и внутренняя политика Алексея Михайловича. Церковный раскол. Усиление царской власти. Отношения с Польшей. Присоединение Левобережной Украины у России. Окончательное присоединение Сибири. Первооткрыватели.
Россия накануне преобразований. Правление Федора Алексеевича.Восстание стрельцов. Приход к власти Софьи. Реформы . «Вечный мир» с Польшей. Приход к власти Петра. Культура и быт.

Раздел 2. Россия в XVIII веке (11 ч.)
Эпоха Петра Великого. Перенос внешнеполитических усилий с юга на север, начало Северной войны. Нарвское поражение. Первые победы. Основание новых фабрик и заводов, создание регулярной армии и флота. Строительство городов и гаваней, каналов и судов.
Полтавская битва. Прутский поход. Гангутское сражение и другие победы на море. Ништадский мир. Итоги Северной войны. Провозглашение Петра I императо­ром. Россия - империя. Россия и Европа. Расстановка сил. Каспийский поход Пет­ра I.
Реформы Петра I. Коллегии. Синод.Личность Петра Великого. «Птенцы гнезда Петрова». Итоги правления Пет­ра I, его место в истории России. Российская историография об эпохе Петра и ее влияние на дальнейший ход истории страны.
Эпоха дворцовых переворотов. Особенности первых десятилетий послепетров­ского развития. Отступление от петровских планов и достижений, с одной стороны, продолжение традиций Петра - с другой. Развитие мануфактур. Отмена внутренних таможен. Подъев сельского хозяйства, торговли. Правление Екатерины, Петра II. Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Борьба придворных группировок. Войны с Крымом, Турцией, Швецией
Золотой век Екатерины II. Петр III Федорович и дворцовый переворот в июне 1762 г. Воцарение Екатерины II. Орловы, Потемкин и др. Развитие хозяйства. Мануфактура. Капиталистический уклад. Уложенная комиссия 1767-1768 гг., «Наказ» Екатерины II.. Русское про­свещение. Новиков, Фонвизин и др. Проявление оппозиционной мысли.
Усиление гнета: налога и поборы, рекрутчина и крепост­нические законы 1760-х гг. Работные люди заявляют о своих правах (волнения и восстания на московском суконном дворе и др. «Чумной бунт» 1771 г.). Крестьян­ская война 1773-1775 гг. Емельян Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.
Внешняя политика России во второй половине XVIIIв.Победы на суше и на морях. Русско-турецкие войны. Румянцев и Суворов, Спи-ридов и Ушаков, Потемкин и др. Великие победы русского оружия. Война со Шве­цией. Победы на Балтийском море. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Русская полководческая и флотоводческая школа XVIII в.
Экономика и население России во второй половине XVIII в. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Финансы.Павел I на троне. Смерть Екатерины II.

Раздел 3. Россия в первой половине XIX века. (13 ч.)
Россия на рубеже веков. Павел I .Страны и народы. . Города и села. Со­словия и классы. Крепостные и свободные. Казаки. Малочисленные народы Севера и Сибири. Пути сообщения. Ярмарки. Размещение промышленности. Крепостной вольнонаемный труд в промышленности.
Первые годы правления Александра I. Деятельность Сперанского Александр I и Негласный комитет. Реформы.
Отечественная война 1812 г. Тильзитский мир и Константинопольская блокада. Рост напря­женности между Францией и Россией. Вторжение в Россию «Великой армии» Напо­леона и начало Отечественной войны. Бородинское сра­жение и московский пожар. Значение отечественной войны для консолидации русской нации и сближения с ней других народов России.. Россия и создание Священного союза.
Александр I и декабристы. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о введе­нии конституции и отмене крепостного права. Указ «О вольных хлебопашцах». Де­ятельность М. М. Сперанского. Отход Александра I от реформаторских замыслов. А. А. Аракчеев, архимандрит Фотий. Реакционные меры в области просвещения. Во­енные поселения. Падение популярности Александра I. Движение декабристов. Кон­ституционные проекты Н. М. Муравьева и П. И. Пестеля. Смерть Александра I Вы­ход заговорщиков на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г.
Внутренняя политика Николая I. Общественная жизнь. Следствие и суд над декабристами. Пестель, Тру­бецкой, Рылеев. Деятельность Третьего отделения, усиление цензурного гнета. Теория «официальной народности». Разрас­тание бюрократического аппарата. Кодификация законов. Реформа управления го­сударственной деревней. Е. Ф. Канкрин и денежная реформа. Личность Николая I. Начало кризиса николаевской системы. . Славянофилы и западники. Петрашевцы. В. Г. Белин­ский, А. И. Герцен. Т Г. Шевченко. 
Внешняя политика. Присоединение к России Кавказа и кавказ­ская война. Ермолов, Шамиль. Нарастание в общественном сознании протеста про­тив николаевского режима. Крымская война.
Культура России в первой половине XIX в

Раздел 4. Россия во второй половине XIX века.(12ч.)
Отмена крепостного права. Историческое значение лик­видации крепостнических порядков. Реформы 60-70-х гг. XIX в.: земская, город­ская, судебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Личность Александ­ра И. Автор реформ.
Россия после отмены крепостного права. Промышленный переворот. Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока. Появление новых промышленных центров. Капиталистический го­род - новое явление в России. Сохранение помещичьих латифундий и крестьянской общины. Замедленное развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве центральных губерний. Быстрое развитие аграрного капитализма на Северном Кав­казе и Южной Украине.
Итоги правления Александра I. Вопрос о конституции в правительстве Александ­ра II. Русский либерализм и движение за конституцию. И; И. Петрункевич. Возник­новение народничества. Три течения в народничестве. Лавров, Ткачев, Бакунин. Правительственные репрессии и победа террористического направления. Деятель­ность М. Т. Лорис-Меликова. Проект конституции. Семь покушений на царя. Убий­ство Александра II.
Россия в годы правления Александра III. Промышленный подъем 90-х гг. и деятельность С. Ю. Витте. Политическая реак­ция. Александр III и К. П. Победоносцев.. Либе­ральное народничество. Н. К. Михайловский. Российское рабочее движение выходит на сцену. Группа «Освобождение v труда» и возникновение марксистского движе­ния в России. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начало деятельно­сти В. И. Ленина. Новый этап освободительного движения.
Культура России во второй половине XIX в. Просвещение и наука. Русские путешественники. Градостроительство. Старый Петербург - шедевр европейского зодчества. Русская живопись. Музыка народов России. Русская литература завоевывает Европу. Рост грамотности во второй половине XIX в.



Основные понятия и термины
Часть 1. Раздел 1. Русь изначальная
Индоевропейцы, группы славяне, анты, венеды, скифы, великое переселение народов союзы племен, родовая община, соседская община путь «из варяг в греки», язычество норманнская теория, «военная демократия» «уроки», «погосты» усобица, печенеги, христианство, православие
Раздел 2. Расцвет Руси. XI – первая треть XII века
 Половцы, обычное право, канонизация феодализм, вотчина, кормление, смерды, холопы, закупы, рядовичи, бояре, дружина , дворяне, феодальный иммунитет, колонизация, автохтонное население, великороссы культура, летопись, церковно-учительная литература, проповедь, фольклор, былины, крестово-купольный храм, фреска, икона
Раздел 3.Политическая раздробленность Руси
Вече, аристократическая республика, городская аристократия, посадники, тысяцкий,
Раздел 4. Борьба Руси за независимость в XIII-начале XIV века
Татаро - монголы, рыцарские ордена, улус, баскак, ярлык, «ордынский выход»
Раздел 5. Русь в XIV-XVвеках
Реформа военных формирований Дмитрия Донского, «Судебник» Ивана III, Боярская дума, дьяк, приказы, наместник, кормление, Юрьев день, закрепощение крестьянства, централизованное государство, герб,
Раздел 6. Россия в XVI веке
Избранная Рада, сословная монархия, Стоглавый собор, опричнина, земщина, стрельцы, засека, ересь, «Домострой», шатровая архитектура, Великие Четьи - Минеи урочные лета, заповедные годы.
Часть II.  Раздел 1.  Россия в XVII веке
Патриарх, самозванчество, семибоярщина, интервенция абсолютизм, соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649г) раскол, старообрядчество, реформы Никона
«медный» бунт, «соляной» бунт, «прелестные» письма униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь, «нарышкинское» барокко, парсуна, секуляризация потешные полки, земская изба.
Раздел 2. Россия в XVIII веке
 Самодержавие, Великое посольство, Ратуша коллегия, генерал-прокурор, фискал, абсолютная монархия, протекционизм, Генеральный регламент, «Табель о рангах» дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, Семилетняя война, «манифест о вольности дворянской«просвещенный абсолютизм», городская дума, Уложенная комиссия месячина, экстенсивное и интенсивное развитие синод, экономические крестьяне, сектанты, секуляризация, рационализм, классицизм, сентиментализм, барокко, классицизм
Раздел 3. Россия в первой половине XIX века.
«Негласный комитет», министерство, Государственная дума, Государственный совет, коалиция, континентальная блокада флеши. Бородинская битва. Тарутинский маневр, «Битва народов», реставрация. Венский конгресс, Священный союз военные поселения, конституция, конституционная монархия, воинская повинность, кодификация, протекционизм, «общественная запашка», «инвентарные правила», цензура, жандармы западничество, славянофильство, теория «официальной народности», восточный вопрос гимназии, классицизм, русско-византийский стиль, романтизм, академизм, реализм, социализм
Раздел 4. Россия во второй половине XIX века.
«Земля и воля», либеральные реформы, государственная монополия, промышленный переворот, «диктатура сердца», контрреформы, «Народная воля», террор, анархизм, «Союз за освобождение рабочего класса», денежная реформа, золотой рубль, иностранные инвестиции, модернизация







Учебно-тематический план 10 класс
Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

Русь изначальная.
№1.Воспомогательные исторические дисциплины.

№2.Исторические корни славян.

№3.Восточные славяне в VII-IX вв.

№4.Первые русские князья.

№5.Правление Святослава.

№6.Древнерусское государство при Владимире.

№7.Обобщение темы:
«Русь изначальная».(к.р. №1 )

1.Познакомить учащихся с ВИДами.
2.Изучить факторы повлиявшие на Российскую историю.
3.Показать закономерности возникновения государства у восточных славян проанализировать деятельность первых русских князей.
4.Выделить главные спорные проблемы по истории Древнерусского государства и причины первых усобиц..
5.Показать роль и влияние РПЦ на историю славян.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим .
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Древнерусское государство», «Киевская Русь» «Расселение Восточных славян», «Византийская империя и славяне».
-Диафильмы.
-Документальные фильмы.
-Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
-Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
-Портреты персоналий.
Тесты.
-Проблемные задания.
Доклады: «Где находится древнейшая Родина славян?», «Религия славян», «Крещение Руси», «Святослав-Александр Македонский Киевской Руси», «Владимир Ясное Солнышко – исторический портрет», «Княгиня Ольга-исторический портрет», «Норманнская и антинорманская теории: кто прав?», «Рось или Русь?».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия возникновения государства у восточных славян и крещения Руси
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: локальная история, геополитика, культура, индоевропейцы, славяне и их группы, великое переселение народов, община, род, племя, союз племён, язычество, «путь из варяг в греки»,,государство,  норманнская теория, «военная демократия»,дань, полюдье, «урок», «погост», усобица, печенеги, христианство, православие.






Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

Киевская Русь XI –  начало XIII в.
№8.Правление Ярослава Мудрого.

№9.Развитие феодальных отношений.

№10.Владимир Мономах.

11. Политическая Раздробленность Руси.

№12.Культура Руси X – начало XIIIв.

№13.Обобщение темы: «Киевская Русь XI –  начало XIII в.» (к.р. №2 )
1.Охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, сравнить с процессами в Западной Европе; разобрать структуру сословий и социальную иерархию.
2.Позакомиться с основными событиями этого периода.
3.Показать неизбежность княжеских усобиц в этот период и центростремительную политику Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карта: «Киевская Русь в IXXII вв.»
- Генеалогическое дерево Рюриковичей. 
-Диафильмы.
-Документальные фильмы.
-Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
-Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
-Портреты персоналий.
Тесты.
-Проблемные задания.
Доклады: «Ярослав Мудрый – исторический портрет», «Владимир Мономах – исторический портрет», «Крестовый поход в степь в 1111 году», «Русская Правда – первый письменный закон на Руси», «Борис и Глеб – первые русские святые», «Киево-Печёрская лавра», «Феодальная раздробленность: положительное и отрицательное», «Любический съезд», «Русское войско  в раннее средневековье», «Гардарики».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия феодальной раздробленности Киевской Руси.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: половцы, обычное право, канонизация, вотчина, старшая дружина, младшая дружина, бояре, воеводы, посадники, домен, кормление, митрополит, десятина, феодальная иерархия, феодализм, крестовый поход, десятина, феодально-зависимые крестьяне, натуральное хозяйство.








Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Приме-чания
1
2
3
7
8
11

Борьба Руси за независимость  в XIII – начале XIVвв.
№14. Монголо-татарское нашествие на Русь

№15.Натиск немецких и шведских феодалов на северо-западные границы Руси.

№16.Русь и Золотая Орда.

№17.Начало собирания земель вокруг Москвы.
1.Расширить и углубить знания учащихся о завоевании Руси монголо-татарами; о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами.
2.Обобщить итоги и последствия владычества  монголо-татар.
3.Показать главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период XIVXV вв.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Русские земли в XIIXIII вв.», «Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII в».
- Генеалогическое дерево Рюриковичей. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Нашествие», «Княжеская Русь».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Александр Невский – исторический портрет», «Евпатий Коловрат– исторический портрет», «Битва на реке Сити», «Ордынское иго», «Иван Калита – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.








Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

                                                      В борьбе за единство и независимость.
№18.эпоха Куликовской битвы.
№19.Феодальная война на Руси.
№20.Иван III – государь всея Руси.
№21.Хозяйство, власть и Церковь в XV в.
№22. Культура и быт в XIVXV вв.
№23. Обобщение темы: «Русь в борьбе за независимость и единство».
(к.р. №3 )
1. Расширить и углубить знания учащихся о борьбе Руси за освобождение от власти Золотой Орды.
2.Обобщить итоги и последствия Объединения Руси.
3.Показать главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период XIVXV вв.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Московская Русь XIVXV в.в.».
- Генеалогическое дерево Рюриковичей. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Куликовская битва», «Иван калита».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Иван Калита  – исторический портрет», «Дмитрий Донской – исторический портрет», «Битва на реке Воже», «Стояние на Угре», «Василий Тёмный – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия борьбы за свержение ордынского ига и объединения страны.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: Государев двор, «Судебник Ивана III», Дикое поле, дьяк, наместник, кормление, местничество, Юрьев день, Закрепощение крестьянства, «Москва – третий Рим», ересь.





Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

                                                                   Россия в XVI в.
№24.Приход к власти Ивана IV.
№25.Реформы 1550-х гг.
№26. Внешняя политика Ивана IV.
№27. Опричнина. Последние годы жизни Грозного царя.
№28.Новые явления в русской культуре.
№29. Обобщение темы: «Россия в XVI в.».
1. Показать завершающую стадию образования централизованного государства на Руси.
2.Сформировать представления о царствовании Ивана Грозного и Избранной Раде.
3.Показать главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период царствования Ивана Грозного.
4.Объснить сущность и последствия опричнины.
5.Дать характеристику внешней политики.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карта: «Россия в царствование Ивана Грозного».
- Генеалогическое дерево Рюриковичей. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Иван Грозный», «Опричнина».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Иван Грозный  – исторический портрет», «А. Курбский – исторический портрет», «Опричнина – споры историков», «Поход Ермака в Сибирь», «Ливонская война».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия основных событий в царствование Ивана Грозного.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: Избранная Рада, сословная монархия, стрельцы, приказы, боярская дума, Стоглавый Собор, опричнина, земщина, казачество, крепостное право, «Домострой».





Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

                                                                  Смутное время.
№31.Начало Смуты.
№32. Кризис общества и государства.
№33.Спасители Отечества.
№34.Обобщение темы : «Смутное время».
1Раскрыть причины, ход и последствия Смутного времени
2.Сформировать представления о явлении самозванцев в русской истории.
3.Показать главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период Смутного времени.
4.Дать оценку правителям России в годы Смуты.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.









- Карта: «Россия в Смутное время».
- Генеалогическое дерево Рюриковичей. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Борис Годунов», «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Борис Годунов  – исторический портрет», «Д. Пожарский – исторический портрет», «Феномен самозванства», «Лжедмитрий I – исторический портрет», «В. Шуйский – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия, основные события Смутного времени.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: урочные лета, патриарх, гражданская война, самозванчество, семибоярщина, интервенция, соборность.

Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Примечания

1
2
3
7
8
9
11


Первые Романовы.
№35.Россия после Смуты.
№36.Новые черты в жизни России.
№37. «Бунташный век».
№38.Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича.
№39.Народы России.
№40.Россия накануне преобразований.
№41. Культура и быт.
№42.Обобщение темы: «Первые Романовы». (к.р. №4 )
1.Углубить и обобщить знания учащихся по истории России в период царствования первых Романовых.
2. Выявить и разобрать причины быстрого восстановления и укрепления экономики после Смуты.
3. Найти приобретения и потери России и общества после Смутного времени.
4.Отражение событий России после Смуты на Урале.
5.Расрыть альтернативы развития страны во времена царствования первых Романовых.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карта: «Бунташный век».
- Генеалогическое дерево Романовых. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Михаил Фёдорович», «Алексей Михайлович».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Алексей Михайлович  – исторический портрет», «Михаил Фёдорович – исторический портрет», «Медный бунт», «С. Разин – исторический портрет», «Фёдор Алексеевич – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия, основные события царствования первых царей из династии Романовых.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: казаки, посад, медный бунт, анафема, раскол, старообрядцы, скит, мануфактура, промышленность, всероссийский рынок, ярмарка.






Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

Эпоха Петра I.
№43.Начало царствования Петра I.
№44.Северная война.
№45-46. Реформы Петра I.
№47.Обобщение темы: «Реформы Петра I».
1.Углубить и обобщить знания учащихся по истории России в период царствования Петра Великого.
2. Выявить и разобрать причины реформ Петра I.
3. Найти приобретения и потери России и общества во времена царствования Петра Алексеевича.
4.Отражение событий России царствования Петра I на Урале.
5.Расрыть альтернативы развития страны во времена царствования Петра Алексеевича.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карта: «Россия в начале XVIII в».
- Генеалогическое дерево Романовых. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Петр I», «Строительство Санкт-Петербурга».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «ПетрI  – исторический портрет», «А. Меньшиков – исторический портрет», «Полтавская битва», «А. Апраксин – исторический портрет», «А. Демидов – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия, основные события царствования Петра Великого.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: редут, инфантерия, коллегия, синод, сенат, реформа, рекрут, регулярная армия, галера, империя, абсолютная монархия, капитуляция.





Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

                                                                       Россия в эпоху дворцовых переворотов.
№48-49. Эпоха дворцовых переворотов.
№50.Расцвет дворянской империи.
№51.Внешня политика в XVIII в.
№52.Экономика и население России в XVIII в.
№53.Тревожное окончание века.
№54. Обобщение темы: «Россия в эпоху дворцовых переворотов». (к.р. №5)
1.Углубить и обобщить знания учащихся по истории России в период дворцовых переворотов.
2. Выявить и разобрать причины  и последствия дворцовых переворотов.
3. Найти приобретения и потери России и общества в эпоху дворцовых переворотов.
4.Отражение событий эпохи дворцовых переворотов на Урале.
5.Расрыть альтернативы развития страны во времена царствования потомков Петра Алексеевича.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карта: «Россия в XVIII в».
- Генеалогическое дерево Романовых. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Дворцовые перевороты», «Екатерина Великая».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Екатерина Великая  – исторический портрет», «Анна Иоанновна – исторический портрет», «Семилетняя война», «Бирон – исторический портрет», «Пётр III – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия, основные события эпохи дворцовых переворотов.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: дворцовый переворот, регент, отходничество, запросные сборы, Верховный тайный совет, вотчина, шуваловские гаубицы, работные люди, Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, биржа.



Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

                                                 Россия в первой четверти XIX в.
№55.Первые годы правления Александра I.
№56.Отечественная война 1812 г.
№57. Жизнь России в послевоенный период.
№58.Движение декабристов.
1.Углубить и обобщить знания учащихся по истории России в период царствования Александра I.
2. Выявить и разобрать причины  и последствия царствования Александра I.
3. Раскрыть приобретения и потери России и общества в царствование Александра I.
4.Отражение событий эпохи царствования Александра I на Урале.
5.Расрыть альтернативы развития страны во времена царствования Александра I.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карта: «Россия в первой половине XIX в».
- Генеалогическое дерево Романовых. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Бородино», «Александр I».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Аракчеев  – исторический портрет», «М. Сперанский – исторический портрет», «Пожар Москвы», «М. Кутузов – исторический портрет», «Багратион – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия, основные события эпохи царствования Александра I.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: вольные хлебопашцы, Негласный комитет, Тайное общество, военное поселение.



Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

                                                      Российская империя в годы правления Николая I.
№59.Внутренняя политика Николая I.
№60.Внешняя политика Николая I.
№61. Общественная и духовная жизнь России.
№62.Русская культура в первой половине XIX. (к.р. №6 )
1.Углубить и обобщить знания учащихся по истории России в период царствования Николая I.
2. Выявить и разобрать причины  и последствия царствования Николая I.
3. Раскрыть приобретения и потери России и общества в царствование Николая I.
4.Отражение событий эпохи царствования Николая I на Урале.
5.Расрыть альтернативы развития страны во времена царствования Николая I.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карта: «Россия в первой половине XIX в».
- Генеалогическое дерево Романовых. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Оборона Севастополя», «Адмирал Нахимов».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Николай I  – исторический портрет», «А. Корнилов – исторический портрет», «Синопский бой», «Тотлебен – исторический портрет», «А. Меньшиков – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия, основные события эпохи царствования Николая I.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: декабристы, обязанные крестьяне, газават, гяур, бастион, акционерное общество, теория официальной народности, западники, славянофилы, социализм, общинный социализм..





Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

                                                                                             Россия в эпоху преобразований.
№63.Реформы Александра II.
№64.Россия после отмены крепостного права.
1.Углубить и обобщить знания учащихся по истории России в период царствования Александра II.
2. Выявить и разобрать причины  и последствия царствования Александра II.
3. Раскрыть приобретения и потери России и общества в царствование Александра II.
4.Отражение событий эпохи царствования Александра II на Урале.
5.Расрыть альтернативы развития страны во времена царствования Александра II.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карта: «Россия во второй половине XIX в».
- Генеалогическое дерево Романовых. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Отмена крепостного права», «Александр Освободитель».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Скобелев  – исторический портрет», «А. Милютин – исторический портрет», «Оборона Шипки», «Горчаков – исторический портрет», «М. Рейтерн – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия, основные события эпохи царствования Александра II.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: Манифест, временнообязанные крестьяне, прирезок, отрезок, суд присяжных, мировой суд, крестьянская община, сельское общество, земство, нейтрализация, городское и местное самоуправление.




Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
7
8
9
11

                                                       Россия в царствование Александра III.
№65.Россия в годы правления Александра III.
№66.Государственно-социальная система России в конце XIX в.
№67.Русская культура во второй половине XIX в.
№68. Обобщение темы: «Россия в XIX столетии». (к.р. №7 )

№69 -70.
Резерв учебного времени
1.Углубить и обобщить знания учащихся по истории России в период царствования Александра III.
2. Выявить и разобрать причины  и последствия царствования Александра III.
3. Раскрыть приобретения и потери России и общества в царствование Александра III.
4.Отражение событий эпохи царствования Александра III на Урале.
5.Расрыть альтернативы развития страны во времена царствования Александра III.

1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Углубление навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.

1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.Уважение к верующим.
4.Ориентация на ненасильственные методы решения конфликтных ситуаций.
5.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карта: «Россия во второй половине XIX в».
- Генеалогическое дерево Романовых. 
- Диафильмы.
- Документальные фильмы. «Промышленный подъём 90-х гг.», «Александр Миротворец».
- Мультимедиапроект «От Рюрика до Путина».
- Источники и документы в учебнике, рабочей тетради.
- Портреты персоналий.
- Тесты.
- Проблемные задания.
Доклады: «Александр III  – исторический портрет», «С. Витте – исторический портрет»,  «К.П. Победоносцев – исторический портрет», «Д. А. Толстой – исторический портрет».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок с элементами школьной лекции.
2.Урок-телеэкскурсия
3.Комбинированный урок.
4.Урок-защита докладов.
5.Урок-беседа.
6.Урок-обощения темы.
7.Урок-лабораторное занятие.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия, основные события эпохи царствования Александра III.
2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему.
4.Решение тестовых и проблемных заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Подготовить сообщение и доклады для семинарского занятия.
7.Давать определение понятий: Святейший Синод, Союз трёх императоров, контрреформа, фабричная инспекция, Крестьянский земельный банк.





Список рекомендованной литературы:
(учителю и ученику)
1.      Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. – Новосиб., 1991.
2.      Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. – Л., 1989.
3.      Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII вв. – М., 1989.
4.      Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. – Л., 1989.
5.      Анисимов Е. Женщины на российском престоле. – СПб, 1997.
6.      Боханов А.Н. Император Александр III. – М., 1988.
7.      Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. –М., 1991.
8.      Буганов В. И. Крестьянские войны в России XVII-XVIII в. – М, 1976.
9.      Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского историко-библиографические очерки, кн. 1. IX-XVI вв. – М., 1991.
10.  Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические
11.  очерки, кн. 2. XVII-XVIII вв. – М., 1994.
12.  Великие реформы в России. 1856-1874. Сборник. – М., 1992.
13.  Вернадский Г.В. Древняя Русь. – М., 1996.
14.  Гордин Я. Мятеж реформаторов. – М., 1989.
15.  Гуляев Ю.Н., Соглаев В.И. Фельдмаршал Кутузов. – М., 1995.
16.  Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М., 1992.
17.  Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. – М., 1996.
18.  Древняя Русь. Город. Замок. Село. – М., 1985.
19.  Дудвинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. – М., 1994.
20.  Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях, кн. 1. – М.,1990.
21.  Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. – Л,, 1987.
22.  Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.
23.  Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. – М., 1991.
24.  Зимин А.А., Хорошкевич АЛ. Россия времени Ивана Грозного. – М., 1982.
25.  Золотарев В.А. В грядущее глядим мы сквозь былое. Война 1877-1878 гг. –
26.  апофеоз Восточного кризиса. Альбом – монография. – М., 1997.
27.  Ильин В.В., Папарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России.
28.  Циклы модернизационного процесса. – М., 1996.
29.  История внешней политики России. Вторая половины XIX века. – М., 1997.
30.  История государства российского. Жизнеописания. IX-XVI вв. – М., 1996.
31.  История государства Российского. Жизнеописания. XVII в. – М., 1997.
32.  История государства Российского. Жизнеописания. XVIII в. – М., 1996.
33.  История государства Российского. Жизнеописания XIX в. Первая половина. –М., 1997.
34.  История государства Российского. Жизнеописания XIX в. Вторая половина. –М., 1998.
35.  История государства Российского. Хрестоматия. Свидетельства. Источники.
36.  Мнения, кн. 2. XV-XVI вв. – М., 1988.
37.  Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. – М., 1997.
38.  Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М., 1980.
39.  Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). –М., 1985.
40.  Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.
41.  Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей. XVIII – начало XX в. – М., 1997.
42.  Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в
России. – М., 1975.
43.  Корнилов А.А. Курс истории России XIX века, 3-е изд. – М., 1993.
44.  Кузьмин А.Г. Падение Перуна. – М., 1988.
45.  Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. – М., 1983.
46.  Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.
47.  Ловмянский Г. Русь и норманы. – М., 1985.
48.  Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства
(XVIII – начало XIX века). – СПб, 2001.
49.  Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. – М., 1988.
50.  Ляшенко Л.М. Александр II, или история трех одиночеств. – М., 2002.
51.  Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. – СПб,
1998.
52.  Медушевский   А.Н.   Утверждение   абсолютизм   в   России.   Сравнительно-историческое исследование. – М., 1994.
53.  Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. – М., 1990.
54.  Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989.
55.  Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX век. – М., 1995.
56.  Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого, 4-е изд. – М., 1991.

57.  Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 г., 3-е изд. – М., 1985.

Комментариев нет:

Отправить комментарий