Кому нужна версия в Word, ссылка
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10 »
Рассмотрено
на
МО учителей гуманитарных дисциплин
Протокол
№ ____________
от
«_____» ______________2014г.
Руководитель
МО
____________ Спицына О.Г.
|
Утверждаю
Директор
МАОУ «Школа №10»
_______________ИслентьеваЕ.В.
Приказ
№ ________
От
«______ » ___________2014г.
|
|
Рабочая учебная программа по
(наименование
учебного предмета \ курса)
____________________________10 класс__________________________________
(ступень
образования \ класс)
__________________________2014 – 2015 учебный год___________________________
(срок
реализации программы)
Программу составил: Юдин
Иван Вячеславович
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
г. Ирбит, 2014 г.
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по обществознанию
составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
·
Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об
образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10);
·
Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования, по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования
России от 5.03.2004г № 1089.
·
Базисный
учебный план МАОУ «Школа № 10» на 2014/15 учебный год;
·
Федеральные
перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования
и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Министерства
образования и науки РФ от 31 марта 2014 года, №253;
·
Примерная
авторская программа основного (среднего)
общего образования, по обществознанию
за 2004 г .
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», для учащихся 10- х классов составлена на
основе Федерального базисного
учебного плана для образовательных учреждений
Российской Федерации, Примерной программы по учебному
предмету «Обществознание» и авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, год
издания программы 2004 г.
Цель изучения предмета:
·
развитие личности подростка,
ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического
образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса
к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
·
воспитание общероссийской
идентичности, гражданской
ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
·
освоение системы
знаний
об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,
правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для
самообразования;
·
овладение умениями получать и
критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую)
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
·
формирование
опыта
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи изучения предмета:
·
Реализовать
деятельностный и личностно - ориентированный подход в образовательном процессе. Содействовать
овладению учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации,
мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни;
·
Осваивать
основные понятия учебного предмета
«Обществознание»;
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание»
на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X классе
и в XI
классе - 70 часов, из расчета 2 учебных
часа в неделю, в том числе на практическую работу отводится 15 часов, на контрольные и зачетные уроки 7
часов.
Общая характеристика предмета «Обществознание»
Содержание среднего
(полного) общего образования на базовом уровне
по обществознанию представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные
объекты изучения: общество
в целом, человек
в обществе, познание,
экономическая сфера, социальные
отношения, политика, духовно-нравственная сфера,
право. знания об
этих социальных объектах
дают социология, экономическая теория,
политология, социальная психология,
правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны,
как связаны и взаимодействуют друг c другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в
содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности,
совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу
и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях
жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по
отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных
объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных
вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Изучение курса в 10 классе начинается
c раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению c основной
школой уровне раскрываются: природа и сущность человека, системный характер
общества.
Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление o подсистемах общества, об условиях деятельности
человека в каждой из них.
Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает
краткую характеристику современного российского законодательства.
Освоение нового содержания осуществляется c опорой на межпредметные
связи c курсами «История», «География», «Литература» и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания на
базовом уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами являются:
•
определение
сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев
для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
•
использование
элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
•
исследование реальных связей и зависимостей;
•
умение развёрнуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том
числе от противного;
•
объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
•
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
•
отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации;
•
передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
•
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в
текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации);
•
выбор вида чтения
в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и
др.);
•
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
адекватное восприятие языка средств
массовой информации;
•
владение навыками
редактирования текста;
•
самостоятельное
создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и
поискового характера;
•
участие в проектной деятельности, в организации и проведении
учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами
исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт,
если...»);
•
формулирование
полученных результатов;
•
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных
объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий,
реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе
художественных) средств, умение импровизировать;
•
пользование
мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности;
•
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование
этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Предполагаемый результат педагогической деятельности
в течение учебного года в 10 классе.
·
Осознание
активной гражданско-патриотической позиции;
·
Понимать
основные проблемы современного мира, знать пути выхода из них;
·
Характеризовать
основные явления общественной жизни;
·
Понимать
значение изменений в материальной и духовной культуре общества;
·
Знать
современные общемировые процессы;
·
Продолжить
формирование общеучебные интеллектуальные умения;
·
Продолжить
подготовку учащихся, мотивированных на экзамен в форме ЕГЭ по обществознанию, к
успешной сдаче итоговой аттестации в 11 классе.
Контроль уровня обученности:
Не менее 25% учебного времени отводится
на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт
познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых
учащимися работ включает в себя:
·
извлечение
социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых)
источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
·
решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
·
формулирование собственных оценочных суждений о современном
обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
·
наблюдение
и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на
экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
·
оценка
собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности,
права и экономической рациональности;
·
участие
в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих
ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой
тематике;
·
конструктивное
разрешение конфликтных ситуаций в
моделируемых учебных задачах и в
реальной жизни;
·
совместная
деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе,
микрорайоне, населенном пункте;
·
проведение
с.р. и к.р. а так же, устный опрос;
·
работа
над понятиями, беседа;
·
практикумы
и семинары;
·
работа с нормативными документами, уметь составить таблицу;
·
тесты
аналогичные структуре ЕГЭ текущего года.
Описание учебно-методического
и материально-технического
обеспечения образовательного
процесса
·
Серия учебников
«Обществознание» 10 и 11 класс: базовый уровень под редакцией Л.Н. Боголюбова,
Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева, - М.: Просвещение, 2013 г;
·
Серия рабочих
тетрадей – практикум для 10 и 11 класса
к учебнику Обществознание авторы составители: О. А. Котова, Т.Е. Лискова,
Москва:., изд. Просвещение 2013г.
·
Сборник
тестов для 10 и 11 классов по обществознанию к учебникам под редакцией Л.Н Боголюбова, Н.И
Городецкой., Автор составитель Поздеев А.В. - М.: ВАКО, 2013;
1.
Ученическая доска;
2.
Аудиоколонки;
3.
Видеопроектор;
4.
Компьютер;
5.
Экран;
Содержание учебного предмета
10 класс (70 ч)
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И
ЧЕЛОВЕК (16 ч)
Тема 1. Общество (4 ч)
Общество как совместная Жизнедеятельность людей. Общество и природа.
Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как
сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной,политической
и духовной сфер Жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (12 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и
культурной эволюции. Цель и смысл Жизни человека. Науки o человеке.Человек как духовное существо. Духовная
Жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и
гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее
мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и
рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм
человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек
в системе социальных
связей. Личность, факторы,
влияющие на ее формирование. Самосознание и
самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности
личности.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (З8 ч)
Тема З. Духовная
культура (8 ч)
Духовная Жизнь общества. Культура и духовная Жизнь.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.
Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого.
Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия,
ее роль в
жизни общества. Нравственная культура. Искусство и
духовная жизнь. Искусство, его
формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции
духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая
сфера (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как
подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика
и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое
поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура
производства и потребления.
Тема 5. Социальная
сфера (14 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп.
Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная
мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и
взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы
и отклоняющееся поведение.
Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и
профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное
сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура
межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в
современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь
как социальная группа.
Развитие социальных ролей
в юношеском возрасте. Молодежная
субкультура.
Тема 6. Политическая
сфера (11 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и
отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая
система. Структура и
функции политической системы. Государство в политической системе.
Политические режимы. Политическая жизнь
современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты
гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой
коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические
выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность.
Политическая идеология. Участие граждан
в политической жизни. Политический процесс.
Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ
З. ПРАВО (10 ч)
Тема
7. Право как особая система норм (10 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли,
институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных
актов. Правоотношения и правонарушения. Виды
юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной
России.
Современное российское законодательство. Основы
государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и
уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура. Заключительные уроки (2 ч)
Общество в
развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс.
Современный мир и его противоречия.
Итоговое повторение – 1 ч.
Резерв времени - 4 ч.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока
|
дата
|
Содержание
(Тема,
элементы содержания)
|
Цели,
основные понятия
|
Примечания
|
||
10
класс (68 ч)
Раздел 1. Общество
и человек.
Тема1. Общество (4
ч)
|
Варианты
организации учебной работы
|
Домашнее задание
|
Измерительные формы
контроля
|
|||
Урок 1.
|
|
Что такое общество.
Общество как совместная жизнедеятельность
людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
|
Овладение умениями получать и критически осмысливать информацию.
Общество. Общественные отношения, человеческая деятельность, культура, вторая природа.
|
Лекция с элементами Беседы.
|
П.1
|
Беседа
|
Урок 2
|
|
Что такое общество
Общество как
совместная жизнедеятельность людей. Общество и
природа. Общество и культура Науки об обществе.
|
Формировать умение обосновывать суждения, давать определения,
приводить доказательства
|
Беседа, выполнение познавательных заданий к п. 1.
Написание сочинения-эссе
|
Дописать сочинение.
|
Беседа
|
Урок 3.
|
|
Общество как сложная динамичная система
Структура общества.
Общество как сложная динамичная
система. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
|
Развивать умение объяснять
изученные положения на предлагаемых конкретных примерах. Социальные
институты.
|
Лекция.
|
П. 2
|
Проверка сочинения, беседа.
|
Урок 4
|
|
Общество как сложная
динамичная система
Структура
общества. Общество как сложная
динамичная система.
Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной
сфер жизни общества. Социальные
институты.
|
Формировать опыт применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач
|
Работа с документом, выполнение познавательных
заданий.
|
П.2
|
Беседа.
|
Урок 5
|
|
Обобщение знаний по теме «Общество»
|
Проверка уровня усвоения знаний учащимися по данной теме
|
|
|
тестирование
|
Тема 2. Человек (12
часов) Урок 6
|
Природа человека
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Цель и смысл жизни
человека. Науки o человеке.
|
Учить работать c
текстами различных стилей,
понимать их специфику. Человек, смысл жизни человека
|
Беседа, работа с документом.
|
П.3.Подготовить сообщение об одной из наук, изучающих человека
|
Устный опрос.
|
|
Урок 7
|
|
Природа человека
Человек
как продукт
биологической, социальной и культурной эволюции.
Цель и смысл жизни
человека. Науки o человеке.
|
Формировать умение систематизировать знания.
|
Составление таблицы
«Смысл и цель человеческой жизни во взглядах фиософов».
|
П.3.
|
Выступления учащихся, беседа.
|
Урок 8
|
|
Человек как духовное существо
Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры
личности. Патриотизм и гражданственность.
|
Формировать
умение определять сущностные
характеристики изучаемого
объекта, сравнение,
сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям. Духовный мир
человека, мировоззрение
|
Лекция.
|
П. 4.
|
Выступления учащихся, анализ выступлений.
|
Урок 9
|
|
Человек как
духовное существо
Духовная
жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и
гражданственность.
|
Воспитывать гражданскую ответственность
|
Работа с
документами, решение задач.
|
П.4.
|
Беседа.
|
Урок 10
|
|
Деятельность как способ
существования людей
Деятельность
и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
|
Развивать умение обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства Деятельность, ее структура, объект,
субъект деятельности, потребности человека, сознание.
|
Беседа.
|
П.5.
|
Устный опрос.
|
Урок 11
|
|
Деятельность как способ существования людей
Деятельность
и ее мотивация. Многообразие деятельности.
Сознание и деятельность
|
Формировать умение использовать элементы
причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
|
Лабораторно-практическое
занятие с материалами
учебника.
|
П. 5.
|
Беседа.
|
Урок 12
|
|
Познание и знание
Познание мира: чувственное
и рациональное, истинное и
ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
|
Учить исследовать реальные связи и зависимости. Формировать
умение составлять конспект Познание, знание, истина, ее критерии.
|
Лекция.
|
П.6.
|
Учащиеся задают друг другу вопросы по изученным темам,
анализируют ответы своих товарищей.
|
Урок 13
|
|
Познание и знание
Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и
ложное. Истина и ее критерии. Многообразие
форм человеческого знания.
Социальное и гуманитарное знание.
|
Формировать умение объяснять изученные положения на самостоятельно
подобранных конкретных примерах.
|
Решение
познавательных
задач.
|
П.6.
|
Индивидуальный опрос.
|
Урок 14
|
|
Человек в системе
социальных связей.
Личность,
факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и
самореализация. Социальное поведение.
Единство свободы и ответственности
личности.
|
Освоение системы знаний необходимых для взаимодействия c
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина
Личность, социализация личности. Свобода и ответственность.
|
Лабораторно-практическое
Занятие.
|
П.7.
|
Беседа.
|
Урок 15
|
|
Человек в системе
социальных связей.
Личность,
факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и
самореализация. Социальное поведение.
Единство свободы и ответственности
личности.
|
Формировать умение импровизировать, писать
сочинение-рассуждение.
|
Эссе
на тему «Свобода
не в том, чтоб сдерживать себя, а
в том, чтобы владеть собой» Ф.М.Достоевский.
|
П.7.
|
Написание сочинения.
|
Урок 16
|
|
Обобщение
знаний по теме «Человек».
|
Формировать умение
самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
|
Решение
познавательных
задач.
|
П. 1-7.
|
Терминологический диктант.
|
РАЗДЕЛ 2.
ОСНОВНЫЕ
СФЕРЫ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Тема З. Духовная
культура (8 часов)
Урок 17
|
Культура и
духовная жизнь общества.
Духовная жизнь общества. Культура и
духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог
культур. Средства массовой
информации.
|
Развитие личности
в период ранней юности,
ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры Духовная
жизнь, Массовая культура, элитарная культура, СМИ.
|
Лекция.
|
П.8.
|
Беседа.
|
|
Урок 18
|
|
Культура и
духовная жизнь общества.
Духовная жизнь общества. Культура и
духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог
культур. Средства массовой
информации.
|
Формировать умение осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа и привлечение необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых
системах, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)
|
Практическая работа.
|
П. 8.
|
Фронтальный опрос.
|
Урок 19
|
|
Наука и образование
Наука, ее роль
в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
|
Развивать умение обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства Наука, образование, самообразование.
|
Лабораторное занятие: составить подробный план вопроса «Наука в современном обществе», беседа.
|
П.9.
|
Проверка
письменного
задания.
|
Урок 20
|
|
Наука и образование
Наука, ее роль
в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
|
Учить работать c текстами различных стилей, понимать их
специфику
|
Работа с
документами.
|
П.9.Подготовиться к семинару.
|
Взаимопроверка.
|
Урок 21
|
|
Мораль и религия
Мораль, ее категории. Религия,
ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
|
Формировать умение объяснять
изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах. Мораль, религия.
|
Семинар.
|
П.10.
|
Выступления учащихся, их анализ.
|
Урок 22
|
|
Мораль и религия
Мораль, ее категории. Религия,
ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
|
Мораль, религия
|
Решение
познавательных
задач.
|
П. 10.
|
Индивидуальный опрос.
|
Урок 22
|
|
Искусство и
духовная жизнь Искусство,
его формы, основные направления.
Эстетическая культура. Тенденции духовной
жизни современной России.
|
Учить составлять план текста. Искусство.
|
Лекция. Составление
плана.
|
П.11.
|
Фронтальный опрос. Подготовить сообщение и презентацию на
тему: «Культура и духовная жизнь жителей Свердловской области».
|
Урок 23
|
|
Культура и духовная жизнь жителей Свердловской области.
Элитарная,
народная, массовая
культура в Свердловской области. Наука и образование. Религиозный состав и религиозные объединения в Свердловской области.
2 вариант
урока Обобщение темы «Духовная
культура».
|
Учить создавать собственные произведения.
Проверка знаний по теме «Духовная культура»
|
Беседа.
|
|
Представление
презентаций
учащихся.
Тестирование
|
Тема 4. Экономическая
сфера (4 ч)
Урок 24
|
Роль экономики
в жизни общества Экономика
как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества.
Экономика и социальная структура.
Взаимовлияние экономики и политики.
|
Формировать умение составлять конспект. Экономика, уровень
жизни.
|
Лекция.
|
П.12.
|
Беседа.
|
|
Урок 25
|
|
Роль экономики
в жизни общества Экономика
как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества.
Экономика и социальная структура.
Взаимовлияние экономики и политики.
|
Учить работать c
текстами различных стилей,
понимать их специфику.
|
Работа с материалами
учебника.
|
П. 12.
|
Беседа.
|
Урок 26
|
|
Экономическая культура
Экономический
интерес, экономическое поведение.
Свобода экономической деятельности и социальная
ответственность хозяйствующего
субъекта. Культура производства и
потребления
|
Учить
применять полученные
знаний для определения экономически
рационально го, правомерного поведения Экономическая культура общества. Экономическая культура
личности. Экономическая свобода, социальная ответственность.
|
Лекция.
|
П.13.
|
Фронтальный опрос.
|
Урок 27
|
|
Экономическая культура
Экономический
интерес, экономическое поведение.
Свобода экономической деятельности и социальная
ответственность хозяйствующего
субъекта. Культура производства и
потребления
|
Учить решать познавательные задачи.
|
Беседа, выполнение
познавательных
заданий
|
П. 13.
Подготовиться к семинару.
|
Взаимопроверка.
|
Урок 28
|
|
Экономическое развитие Свердловской области.
Взаимосвязь экономики
и социальной структуры Св. обл. Проблемы экономической свободы и
социальной ответственности в Св. обл. Экономическая культура жителей нашего
края.
|
Формировать умение
самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового
характера.
|
Семинар.
|
П. 12,13.
|
Выступления учащихся.
|
Урок 29
|
|
Контроль знаний по темам: «Экономика»
|
Проверить полученные знания.
|
Тестирование.
|
П. 12,13.
|
|
Тема 5 (14 ч.). Социальная
сфера
|
||||||
Урок 30
|
Социальная структура общества
Многообразие
социальных групп.
Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
|
Социальное неравенство,
стратификация,
мобильность.
|
Лекция.
|
П.14.
|
Беседа.
|
|
Урок 31
|
|
Социальные
взаимодействия Социальные
отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда.
Культура труда.
|
Социальные: взаимодействие, конфликт, культура труда.
|
Лекция.
|
П. 15.
|
Беседа.
|
Урок 32
|
|
Социальные взаимодействия Социальные отношения и
взаимодействия. Социальный конфликт.
Социальные аспекты труда. Культура труда.
|
Учить применять полученные знания для определения правомерного и социально
одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях
Социальные взаимодействия, конфликт, культура труда.
|
Решение задач, работа с документами.
|
П. 15.
|
Фронтальный опрос.
|
Урок 33
|
|
Социальные нормы
и отклоняющееся
поведение Многообразие социальных норм. Девиантное и Делинквентное поведение, его причины
и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль
|
Учить овладевать основными видами публичных выступлений Социальные
нормы, девинтное, делинквентное поведение.
|
Семинар.
|
П. 16.
|
Выступления учащихся.
|
Урок 34
|
|
Социальные нормы
и отклоняющееся
поведение Многообразие социальных норм. Девиантное и Делинквентное поведение, его причины
и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
|
Формировать умение прогнозировать (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»)
|
Беседа.
|
П. 16.
|
Индивидуальный опрос.
|
Урок 35
|
|
Национальные отношения. Этнические общности.
Межнациональное сотрудни чество и межнациональные конфликты. Национальная политика.
Культура межнациональных отношений.
|
Воспитывать толерантность. Формировать умение получать и
критически осмысливать информацию Этнические общности, национальное самосознание,
национальная политика.
|
Лекция..
|
П.17.
|
Беседа.
|
Урок 36
|
|
Национальные отношения. Этнические общности.
Межнациональное сотрудни чество и межнациональные конфликты. Национальная политика.
Культура межнациональных отношений.
|
Воспитывать
толерантность, патриотизм, гражданскую ответственность.
|
Лабораторно-практи ческое занятие.
|
П. 17.
|
Фронтальный опрос.
|
Урок 37
|
|
Семья и быт
Семья как социальный
институт. Семья в современном обществе.
Бытовые отношения. Культура топоса
|
Освоение системы знаний необходимых для взаимодействия c
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина Семья, функции семьи.
|
Беседа.
|
П. 18.
|
Взаимопроверка.
|
Урок 38
|
|
Семья и быт
Семья как социальный институт. Семья в
современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса
|
Развивать умение обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства Семья, функции семьи.
|
Написание сочинения-эссе на тему «Семья – это
кристалл общества» (В. Гюго).
|
П.18.
|
Проверка
письменного
задания.
|
Урок 39
|
|
Социальное развитие
и молодежь
Молодежь в современном
обществе. Молодежь как
социальная группа. Развитие
социальных ролей в
юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
|
Овладение умениями получать и критически осмысливать информацию
Молодежь, молодежная субкультура.
|
Беседа.
|
П.19.
|
Фронтальный опрос.
|
Урок 40
|
|
Социальное развитие
и молодежь
Молодежь в современном
обществе. Молодежь как
социальная группа. Развитие
социальных ролей в
юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
|
Развивать
умение объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах.
|
Решение задач.
|
П. 19.
|
Беседа.
|
Урок 41
|
|
Социальное развитие нашего края
на современном этапе.
Демографическая ситуация
в Свердловской области. Национальный состав региона. Проблемы семьи.
Молодежь и ее проблемы в Тульской области.
2 вариант урока
Обобщение темы «»Социальная сфера»
|
Учить овладевать основными видами публичных выступлений,
пользоваться мультиме дийными ресурсами
для поиска необходимой информации.
Проверка знании по данной теме.
|
Сообщения учащихся.
|
|
Беседа.
2. контрольное тестирование
|
Тема 6.
Политическая сфера (12 часов)
|
||||||
Урок 42.
|
Политика и власть.
Политика и общество. Политические
институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды
|
Воспитывать гражданскую ответственность. Политические институты
и отношения. Власть, ее происхождение и виды
|
Лекция.
|
П. 20.
|
Фронтальный опрос.
|
|
Урок 43
|
|
Политика и власть.
Политика и общество. Политические
институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды
|
Развивать умение обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства
|
Выполнение
практических
заданий.
|
П.20.
|
Беседа.
|
Урок 44
|
|
Политическая система Структура и
функции политической системы. Государство в политической системе.
Политические режимы. Политическая
жизнь современной России.
|
Учить отделять основную информацию от второстепенной.
Государство, политический режим.
|
Лекция.
|
П.21.
|
Тесты.
|
Урок 45
|
|
Политическая система Структура и
функции политической системы. Государство в политической системе.
Политические режимы. Политическая
жизнь современной России..
|
Формировать умение прогнозировать (умение отве чать на
вопрос: «Что произойдет, если...»)
|
Выполнение практических заданий.
|
П.21.
|
Беседа.
|
Урок 46
|
|
Гражданское общество и правовое государство Основные черты гражданского общества. Правовое
государство, его признаки.
Средства массовой коммуникации,
их роль в политической жизни общества.
|
Формировать умение развернуто обосновывать суждения.
Гражданское общество и правовое государство
|
Беседа.
|
П.22.
|
Взаимопроверка.
|
Урок 47
|
|
Гражданское общество и правовое государство Основные черты гражданского общества. Правовое
государство, его признаки.
Средства массовой коммуникации,
их роль в политической жизни общества.
|
Учить создавать собственные произведения.
|
Эссе на тему: «В гражданском обществе находится
главный центр человеческой свободы» (Б.Н.Чичерин)
|
П.22.
|
|
Урок 48
|
|
Демократические выборы
и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая
идеология.
|
Формировать умение сравнивать. Избирательные системы,
избирательное право.
|
Проблемная лекция
|
П.23
|
Беседа.
|
Урок 49
|
|
Демократические выборы
и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая
идеология.
|
Развивать умение обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства
|
Игра «Выборы»
|
П.23,
подготовиться к семинару.
|
Оценивается участие в игре.
|
Урок 50
|
|
Участие граждан в
политической жизни.
Политический процесс. Политическое участие. Политическая
культура
|
Воспитывать гражданскую ответственность. Политический
процесс. Политическое участие. Политическая культура
|
Семинар.
|
П.24.
|
Выступления учащихся, беседа.
|
Урок 51
|
|
Участие граждан
нашего края в политической жизни страны. Институты гражданского общества и
местного самоуправления в
Свердловской области.
Многопартийность. Политическое поведение жителей нашего
края.
|
Формировать умение осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа и
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных
знаковых системах, передавать
содержание информации адекватно
поставленной цели (сжато, полно,
выборочно)
|
Лабораторное занятие.
|
П. 24.
|
Беседа.
|
Урок 52
|
|
Обобщение
знаний по темам: «Социальная сфера, Политическая сфера»
|
Обобщить и систематизировать знания.
|
Зачет.
|
П. 22-24.
|
Письменный опрос.
|
Урок 53
|
|
Контроль знаний по
темам: «Социальная сфера, Политическая
сфера»
|
Проверить знания
|
|
П. 20-24.
|
Тестирование.
|
РАЗДЕЛ З. ПРАВО Тема 7. Право как особая
система норм (10 ч)
|
||||||
Урок 54
|
Право в системе
социальных норм.
Система права:
основные
отрасли,
институты, отношения.
Публичное и частное право.
|
Воспитывать уважение к социальным нормам. Право. Публичное и частное право. Система, норма права.
|
Лабораторно-практическое занятие
|
П.25.
|
Беседа.
|
|
Урок 55
|
|
Право в системе
социальных норм
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
|
Формировать умение использовать полученные знания для решения
познавательных задач.
|
Решение задач.
|
П. 25.
|
Фронтальный опрос.
|
Урок 56
|
|
Источники права
Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов
|
Источники права,
Конституция.
|
Лекция.
|
П. 26.
|
Беседа.
|
Урок 57
|
|
Источники права
Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов
|
Учить работать c
текстами различных стилей, понимать их специфику.
|
Практическое занятие.
|
П. 26.
|
Индивидуальный опрос.
|
Урок 58
|
|
Правоотношения и правонарушения
Виды юридической
ответственности.
Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России
|
Воспитывать
уважение к социальным нормам.
|
Проблемная лекция.
|
П. 27.
|
Беседа.
|
Урок 59
|
|
Правоотношения и
правонарушения
Виды юридической
ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в
современной России.
|
Формировать умение
использовать полученные знания
для решения познавательных задач.
|
Решение задач.
|
П. 27.
|
Выполнение письменных заданий.
|
Урок 60
|
|
Современное российское законодательство
Основы государственного,
административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая
защита
|
Воспитывать
гражданскую ответственность. Конституционное, административное,
гражданское, трудовое, семейное, экологическое право.
|
Лабораторно-практи ческое занятие
|
П. 28.
|
Беседа.
|
Урок 61
|
|
Современное российское законодательство
Основы государственного,
административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая
защита
|
Развивать умение
обосновывать суждения, давать определения,
приводить доказательства
|
Беседа.
|
П. 28.
|
Фронтальный опрос.
|
Урок 62
|
|
Предпосылки правомерного поведения
Правосознание.
Правовая культура.
|
Воспитывать уважение
к социальным нормам. Правосознание. Правовая культура.
|
Лекция.
|
П.29.
|
Тесты.
|
Урок 63
|
|
Предпосылки правомерного поведения
Правосознание.
Правовая культура.
|
Формировать умение
использовать полученные знания
для решения
|
Выполнение практических заданий, познавательных задач .
|
П.29.
|
Беседа.
|
Урок 64
|
|
Правовая культура жителей нашего края. Правосознание. Правовая культура
|
Учить овладевать
основными
видами публичных выступлений
|
Диспут.
|
П. 29.
|
Выступления учащихся.
|
Урок 65
|
|
Общество в
развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
|
Учить работать c
текстами различных стилей,
понимать их специфику Прогресс и регресс.
|
Лекция.
|
П.30.
|
Фронтальный опрос.
|
Урок 66
|
|
Обобщение знаний
по теме «Право».
|
Формировать умение
использовать полученные знания для решения познавательных задач.
|
Решение задач.
|
П.25-29.
|
Беседа
|
Урок 67
|
|
Контроль знаний
по теме «Право».
|
Проверить знания
|
|
П. 25-30.
|
Тестирование.
|
Урок 68
|
|
Итоговая
контрольная работа
|
|
|
|
Тестирование.
|
Список
литературы
( для учителей и учеников)
1. Автономов В. С. Введение в экономику. ≈ М., 1999.
2. Автономов В. С. Введение в экономику.— М., 1998.
3. Азимов Л. Б. и др. Преподавание экономики в школе.
Основные экономические
4. Андреева Г. М. Социальная психология.— М., 1998.
5. Барулин В. С. Социальная философия.— М., 1999.
6. Бердяев Н. А. Судьба России. ≈ М., 1990.
7. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009.
8. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.:
Академия, 2009.
9. Гаражда В. И. Религиоведение. ≈ М., 1995.
10. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие. М.:
Форум, Инфра-М, 2008.
11. Гуревич П. С. Введение в философию. ≈ М., 1997.
12. Гуревич П. С. Введение в философию.— М., 1997.
13. Гуревич П. С. Культурология. ≈ М., 1998.
14. Гуревич П. С. Человек и культура: Основы
культуроведения. ≈ М., 1998.
15. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. ≈ М., 1991.
16. ЕГЭ 2010. Обществознание. Сборник экзаменационных
заданий. М.: Эксмо, 2009.
17. Задания и тесты по обществознанию: 11
кл.— М., 2000.
18. Задания и тесты по обществознанию: 10 кл.— М., 2000.
19. Иванов С. И. Основы экономической теории. ≈ М., 1999.
20. Ионов И. Н. Российская цивилизация: ХIХ ≈ начало ХХ в.
≈ М., 1995.
21. Итоговая аттестация по обществознанию.— М., 2000.
22. К разделу I «Деятельность в жизни человека и общества»
Литература для учащихся
23. Каверин Б. И. Обществознание: учеб. пособие для
абитуриентов и студентов вузов / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007. – 367с.
24. Казаков Л. П., Минаева Н. В. Экономика: Курс
лекций, упражнения, тесты.
25. Канке В. А. Основы философии. ≈ М., 1999.
26. Канке В. А. Философия. ≈ М., 1996.
27. Кармин А. С, Бернацкий Г. Г. Философия.— СПб., 2001.
28. Касьянов В.В. Обществознание: Учеб. пособие для вузов.
Сер. Среднее профессиональное образование. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
29. Кравченко А. И. Введение в социологию. ≈ М., 2000.
30. Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2000.
31. Крапивенский С. Э. Социальная философия. ≈ Волгоград,
1998.
32. Крапивенский С. Э. Социальная философия. ≈ М., 1998.
33. Крапивенский С. Э. Социальная философия.— М., 1988.
34. Крючкова П. В. и др. Основы потребительских знаний. ≈
М., 1999.
35. Кузнецов В. Г. и др. Философия. ≈ М., 1999.
36. Кулаков А. Е. Религии мира. ≈ М., 1999.
37. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб.
пособие.— М., 1999.
38. Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. ≈ М., 998.
39. Курс политологии: Учеб./Под ред. Г. Г. Грязновой.— М.,
2002.
40. Липсиц И. В. Экономика. ≈ М., 1999.
41. Литература для учителя
42. Любимов Л. Л. Введение в экономическую теорию. ≈ М.,
1999.
43. Любимов Л. Л. Основы экономических знаний. ≈ М., 1999.
44. Малышевский А. Ф. Введение в философию. ≈ М., 1999.
45. Малышевский А. Ф. Мир человека. ≈ М., 1997.
46. Малышевский А. Ф. Мир человека.— М., 1997, 1998.
47. Малышевский А.Ф. Введение в философию.— М., 1995, 1997,
1998.
48. Методические рекомендации по курсу «Человек и
общество»: 10 кл.— Ч. 1,— М., 2002.
49. Методические рекомендации по курсу «Человек и
общество»: 11 кл.— Ч. 2,— М., 2002.
50. Налоги России. ≈ М., 1999.
51. Никитин А. Ф. Основы государства и права: 10—11 кл.—
М., 1999.
52. Общая социология-: Учеб. пособие/Под ред. А. Г.
Эфендиева.— М., 2000.
53. Обществознание / Под ред. А. В. Опалева. ≈ М., 2000.
54. Обществознание / Под ред. М. Н. Марченко. ≈ М., 2000.
55. Обществознание: 10 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л.
Ю. Лазебниковой.— Ч. 1.— М., 2008.
56. Обществознание: 11 кл./Под ред. Л.Н.Боголюбова п А. Ю.
Лазебниковой.— Ч. 2.— М., 2008.
57. Обществознание: Пособие для поступающих в вузы/Под
ред. В. В. Барабанова.— СПб., 2001.
58. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков.
М.: Гардарики, 2004.
59. Обществознание: Учебник / А.Б. Безбородов, М.Б.
Буланова. Под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. М.: ТК Велби: Проспект,
2007.
60. Обществознание: Учебник для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.
Лазебниковой. М., 2013.
61. Основы философии / Отв. ред. Е. В. Попов. ≈ М., 1997.
62. Основы экономической теории / Под ред. С. И. Иванова.
≈ М., 1999.
63. Оценка качества подготовки выпускников средней школы
по обществознанию,— М., 2001.
64. Павлов С.Б. Пособие по обществознанию для поступающих
в вузы. М.: Айрис Пресс, 2007.
65. Поздняков Э. А. Философия культуры. ≈ М., 1999.
66. Практикум по основам экономической теории / Под ред.
С. И. Иванова. ≈ М., 1999.
67. Россия в мировой экономике. ≈ М., 1998
68. Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание. Человек
в обществе: 10 кл.: Экспериментальный учебник.— М., 2001.
69. Самое полное издание типовых вариантов реальных
заданий ЕГЭ. 2013. Обществознание. М:
АСТ, Астрель, 2013.
70. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина
М: КДУ, 2009.
71. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. ≈ М., 1992.
72. Учебно-тренировочный материал для подготовки к
Единому государственному эзамену: Обществознание.—
М., 2014.
73. Философия / Под ред. В. Д. Губина и др. ≈ М., 1997.
74. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко и В. П.
Ратникова. ≈ М., 1998.
75. Философия истории/Под ред. А. С. Панарина.— М., 1999.
76. Цвылев Р. И. Постиндустриальное развитие: уроки для
России. ≈ М
77. Человек и общество / Под ред. В. И. Купцова. Кн. 1. ≈
М., 1993.., 1996.
78. Человек и общество. Доп. материалы к учебнику.— М.,
2001.
79. Человек и общество: Современный мир / Под ред. В. И.
Купцова. ≈ М., 1997.
80. Черняк В. З. Введение в предпринимательство. ≈ М.,
1999.
81. Шабулов Н. В. Религии мира. ≈ М., 1999.
82. Школьный словарь по обществоведению.— М., 2012.
83. Экзаменационные материалы для подготовки к единому
государственному экзамену. ЕГЭ-2014. Обществознание. – М.: Федеральное
государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий