Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Элективный курс в 10 классе по обществознанию 34 часа

Кому нужна версия в Word, ссылка

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10 »

           Рассмотрено
на МО учителей  гуманитарных дисциплин
Протокол № ____________
от «_____» ______________2014г.
Руководитель МО
____________ Спицына О.Г.                      
Утверждаю
Директор МАОУ «Школа №10»

 _______________ИслентьеваЕ.В.
                         
Приказ № ________
От «______ » ___________2014г.                   
                                                                    




Рабочая учебная программа по
спецкурсу
                                 «Актуальные вопросы обществознания»
(наименование учебного предмета \ курса)
____________________________10  класс__________________________________
(ступень образования  \ класс)
__________________________2014 – 2015 учебный год___________________________
(срок реализации программы)
                                                                                            

                

Программу составил:   Юдин Иван Вячеславович
                                    (Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)

                                                      
г. Ирбит,    2014 г.
Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы обществознания»  составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

·         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10);
·         Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
·         Базисный учебный план МАОУ «Школа № 10» на 2014/15 учебный год;
·         Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года, №253;


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ после 11 класса и рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю, в том числе на практическую работу отводится 5  часов, на контрольные и зачетные уроки 4 часа.

Цель изучения предмета:
·         повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
·         формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
·         развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

Задачи изучения предмета:
·         углубленное изучение сфер жизни общества в рамках курса обществознания;
·         формированию у учащихся целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития общества;
·         становлению правосознания учащихся, формированию их гражданской позиции в будущем;
·         подготовка к ЕГЭ на высоком уровне.

Общая характеристика предмета
Необходимость создания рабочей программы в виде элективного курса, связано с тем, что экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Ряд содержательных элементов обществознания при подготовке к ЕГЭ, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»,  предусматривается расширений знаний у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, направленных на успешную сдачу ГИА в форме ЕГЭ.  В этом направлении приоритетными составляющими являются следующие вопросы и темы:
·         функции власти, основные формы государственного устройства, принципы организации демократической государственной власти;
·         основы права и обязанности граждан;
·         социальную структуру общества, причины социальной дифференциации, виды социальных норм, причины возникновения межнациональных конфликтов;
·         виды экономических систем, основные признаки рынка, налоговой системы;
·         виды культуры, отличительные признаки науки, искусства, систему образования РФ.
·         уметь:
·         приводить примеры, участвовать в обсуждении вопросов, аргументировать свою точку зрения, работать в группах;
·         объяснять значение участия граждан в политической жизни страны;
·         организовывать и реализовывать исследовательскую деятельностью, направленную на изучение основ общественной жизни;
·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
·         решать задания ЕГЭ, правильно работать с бланками ЕГЭ, умение рассчитывать время, отпущенное на проведение ЕГЭ по обществознанию.

Предполагаемый результат педагогической деятельности
в течение года
·         Осознание активной гражданско-патриотической позиции;
·         Понимать основные проблемы современного мира, знать пути выхода из них;
·         Характеризовать основные явления общественной жизни;
·         Понимать значение изменений в материальной и духовной культуре общества;
·         Знать современные общемировые процессы;
·         Продолжить формирование общеучебные интеллектуальные умения;
·         Продолжить подготовку учащихся, мотивированных на экзамен в форме ЕГЭ по обществознанию, к успешной сдаче итоговой аттестации в 11 классе.












Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
·         Учебника по обществознанию для 10 класса профильный уровень под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой,  - М.: Просвещение 2013г.
·         Серия учебников «Обществознание» 10 и 11 класс: базовый уровень под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева, - М.: Просвещение, 2013 г;
·         «Обществознание»  полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко, - М.: Астрель 2008г.
·         Тематическая рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ под ред. А. Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова, Е. Л. Рутковская, - М.: Экзамен 2012г.


1. Ученическая доска;
2. Аудиоколонки;
3. Видеопроектор; 
4. Компьютер с выходом в интернет;
5. Экран;





























Содержание учебного предмета
10 класс (34 ч.)
1. Введение.
Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (18 ч.).
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (3 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (3 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (3 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (3ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (3 ч.).
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (3 ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.

3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (14 ч.).
3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В (2ч.).
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 (3ч).
С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий С5-С8 (4 ч).
С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.
С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).
С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
3.5 Итоговая контрольная работа (пробный ЕГЭ) (2ч.)




Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
УМК
Рабочая программа
1.
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

2ч.
2.
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

18ч.

2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

3ч.

2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

3ч.

2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

3ч.

2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

3ч.

2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

3ч.

2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы

3ч.
3.
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

14ч.

3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В

2ч.

3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4

3ч.

3.3 Специфика заданий С5-С8

4ч.

3.4 Эссе как творческая работа выпускника

3ч.

3.5 Итоговая контрольная работа (пробный ЕГЭ)

2ч.
Итог:


34 ч.






















Поурочное планирование

№ урока
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Дата проведения
Заметки
план
факт

1.
Введение.
1



2.
Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы.
1




Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы.
18

 



3.
Общество как динамическая система. Общественный прогресс.
1



4.
Культура и духовная жизнь.
1



5.
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) содержательных линий «Общество и человек».
1




Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание».
3



6.
Деятельность человека. Социализация личности.
1



7.
Научное познание.
1



8.
Тренинг по выполнению заданий А и В по содержательным линиям «Человек. Познание».
1




«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
3



9
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.
1



10.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.
1



11.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии «Социальные отношения» и тренинг по выполнению заданий.
1




Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»
3



12.
Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков.
1



13.
Мировая экономика. Понятие ВВП. Разделение труда и специализация. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В)
1



14.
Государственный бюджет. Банковская система. Виды налогов. Тренинг по выполнению заданий А и В содержательной линии «Экономика».
1




Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов.
3



15.
Становление многопартийности в России. Парламентаризм
1



16.
Гражданское общество. Правовое государство.
1



17.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В). Тренинг по выполнению заданий А и В по содержательному блоку «Политика».
1




«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы.
3



18.
Система права. Правоотношения. Правонарушения.
1



19.
Публичное и частное право. Отрасли права. Международное гуманитарное право.
1



20.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по содержательному блоку «Право».
1




Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ.
Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В.

14
2



21.
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А).
1



22.
Основные модели заданий части В.
1




Особенности заданий С1-С4
3



23.
С1-С4. Общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему.
1



24.
Типичные ошибки, алгоритм работы ученика с текстом.
1



25.
Лабораторное занятие по работе с документами.
1




Специфика заданий С5-С8
4



26.
Особенности выполнения заданий типа С5, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Обществоведческие понятия в заданном контексте.
1



27..
Особенности заданий типа С6, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся.
1



28.
Разновидности заданий типа С7, особенности выполнения учащимися познавательных задач.
1



29.
С8. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
1




Эссе как творческая работа выпускника
3



30.
С9. Особенности жанра эссе, виды эссе.
1



31.
Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе.
1



32.
Тренинг по написанию ЕГЭ.
1




Итоговая контрольная работа (пробный ЕГЭ)
2



33.
Итоговая контрольная работа.
1



34.
Урок – подведение итогов.
 1































Список рекомендуемой литературы
Для учителя:
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2006.
3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.
4. ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
5. ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
6. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2007.
7. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2008.
8. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
9. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.
10. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.
11. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу

Для учащихся:
1. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.
2. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
3. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007, 2008.
типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.
4. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
5. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
6. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
7. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
8. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
9. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
10. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

         

Комментариев нет:

Отправить комментарий