Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС

Кому нужна версия в Word, ссылка

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10 »


Утверждаю
Директор МАОУ «Школа №10»

 _______________ Ислентьева Е.В.
                         
Приказ № ______
От «______ » ___________ 2014г.                   
Согласовано
на МС школы
Протокол №_____

от «____»____________2014г.
Руководитель МС
_____________ Шевченко Т.Н.

Рассмотрено
на МО учителей  гуманитарных дисциплин
Протокол № ___
от «___» ______________2014г.
Руководитель МО
____________ Спицына О.Г.
                








Рабочая учебная программа по

______________________обществознанию______________________________
(наименование учебного предмета \ курса)
_________________________________5 класс__________________________________
(ступень образования  \ класс)
__________________________2014 – 2015 учебный год___________________________
(срок реализации программы)
   
Составлена на основе авторской программы основного  общего образования  по обществознанию авторы-составители Л. Н. Боголюбов.
                                                                                                             (наименование программы)

Программу составил   ___Юдин Иван Вячеславович_________________________________                      
                                                                                        (Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)


















г. Ирбит  2014 г.
Нормативная база преподавания предмета
            Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
·         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10);
·         ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2);
·         Учебный план МАОУ «Школа № 10» на 2014/15 учебный год;
·         Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года, №253;
·         Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для    учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011;
·         Тематическое планирование курса обществознания для 5-9 классов. 5 класс. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011;

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», для учащихся 5-х классов составлена на основе Примерной, программы по учебному предмету «Обществознание» и авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова, год издания программы 2011 г.

Цель изучения предмета:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Задачи изучения предмета:
·         создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
·         способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
·         обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
·         предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
·         помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах.
            Программа рассчитана на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю, в том числе на практическую работу отводится 2  часа, на контрольные и зачетные уроки 4 часов.
            Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и УУД, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. В  программу включены все темы, предусмотренные примерной программой учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета
Содержание образования по курсу «Обществознание», в 5 классе посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
Курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
На изучение учебного предмета «Обществознание» в учебном плане в школе отводится 35 часов в год, что составляет 1 час в неделю и соответствует авторской программе Боголюбова Л.Н.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными:
·         мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
·         заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
·         ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
·         знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
·         знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
·         гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
·         эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
·         уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
·         уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
·         уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
·         позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
·         умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
·         готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
·         потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
·         умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
Метапредметные:
·         умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели дополучения и оценки результата);
·         умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
·         способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
·         овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
·         умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
·         поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
·         перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
·         объяснение изученных положений на конкретных примерах;
·         оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
·         определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными:
познавательные
·         относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной   жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
·         знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
·         знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
·         умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
·         понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности,  их значения в жизни  человека  и развитии   общества;
·         знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной      повседневной жизни;
·         приверженность гуманистическим и       демократическим     ценностям,    патриотизму и гражданственности;
трудовые
·         знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
·         понимание    значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
·         понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
·         понимание роли искусства в становлении личности и в          жизни общества;
коммуникативные
·         знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
·         знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
·         понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
·         понимание значения коммуникации в межличностном общении;
·         умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
·         знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Требование к уровню подготовки
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать /понимать:
¾    социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
¾    сущность общества как формы совместной деятельности людей;
¾    характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
¾    содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
¾    описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
¾    сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие чер­ты и различия;
¾    объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
¾    приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; си­туаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
¾    оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
¾    решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
¾    осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
¾    самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:
¾    для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
¾    общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
¾    нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
¾    реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
¾    первичного анализа и использования социальной информации.

Контроль уровня обучения
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
·         определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
·         установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
·         осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
 Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов. Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
 Критерии оценивания.

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Критерии оценки устного ответа:
·         глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
·         твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
·         неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
·         наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
·         отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
·         активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
·         активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
·         неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
·         полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
·         75-100% - отлично «5»;
·         60-74% - хорошо «4»
·         40-59% - удовлетворительно «3»;
·         менее 40% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
·         глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
·         привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
·         выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
·         полное отсутствие работы - отметка «2»;
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Содержание/ Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
1.Общая информация
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
2. Тема
Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Полностью изложены основные аспекты темы урока.
3. Применение и проблемы


Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.
Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.
Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.






Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
Максимальное количество баллов
Оценка группы
Оценка учителя
Титульный слайд с заголовком
5


Минимальное количество – 10 слайдов
10


Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
5


СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
15


Вставка графиков и таблиц
10


Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
10


Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
5


ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
10


Слайды представлены в логической последовательности
5


Красивое оформление презентации
10


Слайды распечатаны в формате заметок.
5


ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
90



Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
·         Учебник  Обществознание.   5   класс.   ФГОС/  под  ред.   Л.Н.   Боголюбова,   Л.Ф. Ивановой. - М: Просвещение, 2013 г.
·         Сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений: Митькин А.С.;
·         Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класс. К учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. «Обществознание. 5 класс». ФГОС. - М.: Просвещение, 2013.

1. Ученическая доска;
2. Аудиоколонки;
3. Видеопроектор; 
4. Компьютер;
5. Экран;













Содержание курса обществознание 5 класс

Тема человек  (4 ч) I.
Введение в предмет. Зачем чело­век рождается. Что такое наследственность. Наследствен­ность — биологическая сущ­ность всех лю­дей. Можно ли влиять на  наследственность

Тема семья (7 ч) II.
Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанно­стей. Какие быва­ют семьи. Семейные за­боты. Каким дол­жен быть хозя­ин дома. Как хозяйст­вовать по пра­вилам. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телеви­зор, компьютер и мобильный телефон. Своими ру­ками. Что такое Хобби. Экономия се­мейных ресур­сов. Это должен уметь каждый хозяин дома. Творчество своими руками

Тема Школа (7 ч) III.
Школьное образование. О чем расска­зала бабушка. Чему учит школа сегодня. Учись учиться. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразо­вание — путь к успеху. Новые возможности. Самообразо­вание и самоорганизация Ты и другие ребята. Слово не во­робей. Какой ты, друг? Отношения друзей и сверстников. Организация свободного вре­мени.

Тема Труд (5 ч) IV.
Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценива­ется труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Трудовая деятельность чело­века. Мастер и ремесленник. Что такое творчество. Творчество в искусстве Труд в деятельности чело­века. Мир профес­сий

Тема Родина (9 ч) V.
Российская Федерация. Русский язык - государственный. Что значит быть патриотом.  Герб России. Флаг России. Гимн России. Гражданин. Права и обя­занности граждан России. «Моя хата с краю»  Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы - один на­род. Многонацио­нальная культу­ра России.  Что такое национальность. 

Итоговое повторение и обобщение 2 часа
Резерв учебного времени 1 час








Календарно-тематическое планирование 5 класс обществознание
№ урока
Тема и тип
урока
Дата проведения
Элемент
содержания
Планируемые результаты
Характеристика основных видов деятельности ученика
Домашнее
задание

Личностные УУД
метапредметные УУД
Предметные УУД

Глава I. Человек  (4 часа)

1-2
Загадка че­ловека
(ознакомление с но­вым мате­риалом)

1. Введение
в предмет.
2.Зачем чело­век рождается?
3.Что такое наследственность. 4.Наследствен­ность — биологическая сущ­ность всех лю­дей. 5. Можно ли влиять на  наследственность
Осмысливают гуманистические традиции и цен­ности современ­ного общества

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера. Коммуникативные: допускают возмож­ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадаю­щих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаи­модействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; дейст­вуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Научатся: называть отли­чие человека от животно­го; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; выска­зывать собственное мне­ние, суждения

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность че­ловеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными приме­рами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных
§ 1; за­дания
рубрики
«В клас­се и до­ма»,
с. 14-15.
Рабочая
тетрадь,
№ 6, с. 7


3-4
Отрочест­во — особая
пора жизни
(комбини­рованный)




1. Легко ли
быть подрост­ком?
2.Отрочество —пора мечтаний.
3.Самостоя­тельность — по­казатель взрос­лости.
4. Всегда ли са­мостоятель­ность  приносит пользу.
5.Нужны ли се­годня рыцари
Выражают свою позицию на уровне положительного от­ношения к учеб­ному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и спосо­бам решения новой задачи

Познавательные: воспроизводят по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существо­вание различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для реше­ния различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом воз­никших трудностей.
Научатся: определять свое место среди сверст­ников и взрослых, пони­
мать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах

Описывать отрочество как особую пору жизни.  Раскрывать на конкретных примерах значение самостоя­тельности как показателя взрослости
§ 2; за­дания
рубрики
«В клас­се и до­ма»,
с. 21-22.
Подго­товка
к выполнению индивидуальных проек­тов





Глава II.  Семья (7 часов)

5- 6
Семья и семейные отношения (ознакомление с но­вым мате­риалом)

1.Зачем люди создают семьи.
2. Если семья не выполняет своих обязанно­стей.
3. Какие быва­ют семьи
Применяют пра­вила делового сотрудничества; сравнивают раз­ные точки зре­ния; оценивают собственную учебную дея­тельность; вы­ражают положи­тельное отноше­ние к процессу познания
Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; обменива­ются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выде­ляют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Научатся: изучать исто­рию своей семьи; опреде­лять ее функции; характе­ризовать семейно-право- вые отношения.  Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; ра­ботать с текстом учебни­ка; анализировать табли­цы; решать логические задачи; высказывать соб­ственное мнение, сужде­ния
Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.
Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исто­рических периодов.
Выражать собственную точку зрения на значение семьи
§ 3; за­дания рубрики «В клас­се и до­ма», с. 32

7- 8
Семейное хозяйство (ознакомление с но­вым мате­риалом)

1. Семейные за­боты.
2.Каким дол­жен быть хозя­ин дома.
3.Как хозяйст­вовать по пра­вилам
Сохраняют мо­тивацию к учеб­ной деятельно­сти; проявляют интерес к ново­му учебному материалу; вы­ражают положи­тельное отноше­ние к процессу познания; адек­ватно понимают причины успеш­ности/ неуспеш­ности учебной деятельности
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений: Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают дру­гое мнение и позицию, допускают суще­ствование различных точек зрения.  Регулятивные: прогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого материа­ла; принимают и сохраняют учебную задачу
Научатся: характеризо­вать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с тек­стом учебника; решать логические задачи; выска­зывать собственное мне­ние, суждения
Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.
Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства
§4.
Рабочая тетрадь, задание №8, с. 19

9-10
Свободное
время
(ознаком­ление с но­вым мате­риалом)


1. Что такое
свободное время. 2. Свободное время и занятия физкультурой. 3. Свободное время и телеви­зор, компьютер
и мобильный телефон. 4. Своими ру­ками. 5. Что такое Хобби
Проявляют заин­тересованность
не только в личном успехе, но и в ре­шении проблем­ных заданий всей группой; выража­ют положитель­ное отношение к процессу позна­ния; адекватно понимают причи­ны успешности/ неуспешности учебной деятельности
Познавательные: устанавливают при­чинно- следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменивают­ся мнениями, слушают друг друга, пони­мают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают дей­ствия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Научатся: организовы­вать свое свободное время.
Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения


Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.
Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни
§5.
Рабочая тетрадь, задание №
Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома»

11
ПОУ по теме
«Семья»
(обобщение
и систематизация знаний)

1. Экономия се­мейных ресур­сов.
2. Это должен уметь каждый хозяин дома.
3. Творчество своими руками
Определяют це­лостный, соци­ально ориенти­рованный взгляд на мир в единст­ве и разнообра­зии народов, культуры и ре­лигий

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении про­блемы.
Коммуникативные: проявляют актив­ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных за­дач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и со­трудничество
Научатся: организовы­вать свое свободное вре­мя; характеризовать се­мью как частичку общест­ва, как первый социаль­ный институт, в котором проходит основная часть
жизни человека.
Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения



Глава III. Школа (7 часов)

12-13
Образова­ние в жиз­ни челове­ка (ознакомление с новым матери­алом)


1.Школьное образование.
2. О чем расска­зала бабушка. 3. Чему учит школа сегодня.
4. Учись учиться
Определяют внутреннюю по­зицию обучаю­щегося на уров­не положитель­ного отношения к образователь­ному процессу: понимают необ­ходимость уче­ния, выражен­ного в преобла­дании учебно- познавательных мотивов и пред­почтении соци­ального способа оценки знаний

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера. Коммуникативные:адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения
Исследовать несложные ситуации из жизни человека и об­щества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.
Описывать ступени школьного образования
§6.
Рабочая тетрадь, задание №8, с. 33. Состав­ление расска­зов
на тему «Школа моей мечты»


14-15
Образова­ние и са­мообразо­вание
(комбини­рованный)


1.Формы самообразования.
2. Испокон века книга растит человека.
3. Самообразо­вание — путьк успеху.
4.Новые возможности.
5. Самообразо­вание и самоорганизация
Сохраняют мо­тивацию к учеб­ной деятельно­сти; проявляют интерес к ново­му учебному материалу; выра­жают положи­тельное отноше­ние к процессу познания; адек­ватно понимают причины успешности/ неуспеш­ности учебной деятельности

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Научатся: организовы­вать собственную учеб­ную деятельность, позна­комятся с формами самообразования.
Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.
Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­являть позитивные результаты учения.
С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.
Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получа­емых в школе знаний

§7. Рабочая тетрадь, задания №2,3,
с. 34-35


16-17
Одноклас­сники, сверстни­ки, друзья
(комбини­
рованный)

1. Ты и другие ребята.
2. Слово не во­робей.
3. Какой ты,
друг?
Проявляют эмпатию как осо­знанное понима­ние чувств дру­гих людей и сопереживание им, которые выража­ются в поступ­ках, направлен­ных на помощь и обеспечение благополучия
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо­дели и схемы для решения познаватель­ных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои дейст­вия в соответствии с поставленной зада­чей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Научатся: выстраивать свои отношения с одно­классниками.
Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение,
суждения
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской под­держки сверстников для человека.
Оценивать собственное умение общаться с одноклассника­ми и друзьями
§ 8.
Ра­бочая тетрадь,
задания
№ 6, 7, 8,
с. 43,45


18
ПОУ по теме
«Школа»
(обобщение
и систематизация знаний)

1. Отношения друзей и сверстников.
2. Организация свободного вре­мени
Проявляют доб­рожелательность
и эмоционально-
нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопере­живание им
Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Научатся: организовы­вать свое свободное вре­мя; определять свои от­ношения с одноклассни­ками.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказы­вать собственное мнение,
суждения

Подо­брать
и проиллюстрировать по­словицы
и пого­ворки
о труде

Глава IV. Труд (5 часов)






19-20
Труд - ос­нова жизни
(ознакомление с но­вым мате­риалом)

1. Каким бывает труд.
2. Что создается трудом.
3. Как оценива­ется труд.
4. Богатство и бедность.
5. Богатство обязывает

Выражают устойчивый учебно-познава­тельный интерес к новым общим способам решения задач
Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы реше­ния задач. Коммуникативные: допускают возмож­ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на пози­цию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность проме­жуточных целей с учётом конечного ре­зультата; составляют план и последова­тельность действий
Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основ­ных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам  достижения успеха в труде
§9
Рабочая
тетрадь,
задания
№3,4,8,
с. 47-48

21-22
Труд и творчест­во
(комбинированный)


1.Трудовая деятельность чело­века.
2. Мастер и ремесленник.
3. Что такое творчество.
4. Творчество в искусстве
Выражают адек­ватное понима­ние причин успешности/ неуспешности учебной дея­тельности
Познавательные: самостоятельно со­здают алгоритмы деятельности при ре­шении проблем различного характера.  Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации раз­личных позиций в сотрудничестве; фор­мулируют собственное мнение и пози­цию. Регулятивные: учитывают установлен­ные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаго­вый контроль
Научатся: определять значение труда в жизни человека.
Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
§10.
Рабочая тетрадь, задание №6,
с. 54-57

23
ПОУ по теме «Труд» (обобщение и систематизация знаний)


1. Труд в деятельности чело­века.
2. Мир профес­сий
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопережива­ние им
Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач.  Коммуникативные: участвуют в коллектив­ном обсуждении проблем; проявляют актив­ность во взаимодействии для решения ком­муникативных и познавательных задач.  Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Научатся: организовы­вать свою трудовую дея­тельность; определять свои отношения с одно­классниками. Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения

Подготовить стихо­творе­ния
о Роди­не

Глава V. Родина (9 часов)






24-25
Наша Родина — Россия
(ознакомление с но­вым мате­риалом)

1. Российская Федерация.
2. Русский
язык - государственный.
3. Что значит быть патриотом
Выражают гра­жданскую иден­тичность в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю
Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную
цель; используют общие приёмы реше­ния задач. Коммуникативные: допускают возмож­ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадаю­щих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаи­модействии.
Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность проме­жуточных целей с учётом конечного ре­зультата; составляют план и последова­тельность действий
Научатся: определять по­нятие «федерация»; объ­яснять, что значит быть патриотом.
Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения
Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».  Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонациональ­ного государства.
Объяснять значение русского языка как государственного.
Приводить примеры проявлений патриотизма
§11
Рабочая
тетрадь,
задания
№7, 8,
с. 62-63

26-27
Государст­венные
символы
России
(ознакомление с но­вым мате­риалом)

1. Герб России.
2. Флаг России.
3. Гимн России
Выражают гра­жданскую иден­тичность в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю
Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Научатся: определять государственные символы.
Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо;
работать с текстом учеб­ника; анализировать таб­лицы; решать логические задачи; высказывать соб­ственное мнение, суж­дения
Описывать основные государственные символы Российской Федерации.  Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящен­ных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве столице России
§12;
задания
рубрики
«В клас­се и до­ма»,
с. 106

28-29
Гражданин
России
(ознакомление с но­вым мате­риалом)

1. Гражданин.
2. Права и обя­занности граждан России.
3. «Моя хата
с краю»
Выражают граж­данскую идентич­ность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товари­щей, родителей и других людей
Научатся: определять пра­ва и обязанности граждани­на Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; анализи­ровать таблицы; решать логические задачи; выска­зывать собственное мне­ние, суждения
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения граждан­ских обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям граж­данственности, представленным в СМИ
§ 13.
Рабочая
тетрадь,
задания
№ 6, 7,
с. 70

30-31
Мы - многонациональный народ
(комбини­рованный)

1. Что говорит закон.
2. Мы - дети
разных народов, мы - один на­род.
3. Многонацио­нальная культу­ра России.
4. Что такое национальность
Осознают свою этническую при­надлежность;
проявляют гума­нистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению мо­ральных дилемм, устойчивое сле­дование в пове­дении социаль­ным нормам
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении про­блемы. Коммуникативные: проявляют актив­ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных за­дач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и со­трудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Научатся: с уважением относиться к образу жизни
и культуре разных наро­дов. Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; анализи­ровать таблицы; решать
логические задачи; выска­зывать собственное мне­ние, суждения
Характеризовать и конкретизировать примерами этниче­ские и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического про­шлого и современной жизни российского общества прояв­ления толерантного отношения к людям разных националь­ностей
§14.
Рабочая
тетрадь,
задание
№7,
с. 74

32
ПОУ по теме
«Родина»
(обобщение
и систематизация знаний)

1. Проверочная работа.
2. Групповые задания

Осознают свою
этническую при­надлежность;
проявляют гума­нистическое
сознание, соци­альную  компетентность как готовность к решению мо­ральных дилемм, устойчивое сле­дование в поведении социальным нормам
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Научатся: определять права и обязанности граж­данина Российской Феде­рации. Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Подго­товка
презен­таций
к защите
проек­тов


Повторение (2 часа)







33-34
ПОУ по теме «Человек и общество» (примене­ние знаний и умений  (защита проектов))

Защита про­ектов
Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопережива­ние им
Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач.  Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Научатся: проводить про­стейшие исследования, интервьюировать родите­лей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрирован­ный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготов­ленными сообщениями, иллюстрировать их на­глядными материалами.
Получат возможность научиться: обсуждать вы­ступления учащихся; оцени­вать свои достижения и до­стижения других учащихся

Индивиду­альные пре­зентации учащихся












Методические пособия для учителя:
1.      Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
2.      Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
3.      Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
4.      Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агент­ство, 1996.
5.      Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тре­нингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
6.      Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
7.      Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
8.      Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.

Дополнительная литература для учителя:
1.      Гражданский кодекс Российской Федерации.
2.      Кодекс об административных правонарушениях.
3.      Конституция Российской Федерации.
4.      Семейный кодекс РФ.
5.      Трудовой кодекс РФ.
6.      Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Вла­димирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
7.      Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
8.      Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
9.      Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
10.  Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.
11.  Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
12.  Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

1.      Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

2.      Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс,

1 комментарий:

  1. Замечательно, что Вы включили в РП и критерии оценивания. Не могу не сказать спасибо за предоставленные материалы.

    ОтветитьУдалить