Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Рабочая программа по истории 6 класс

Кому нужна версия в Word, ссылка

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10 »




Утверждаю
Директор МАОУ «Школа №10»

 _______________ Ислентьева Е.В.
                         
Приказ № ______
От «______ » ___________ 2013г.                   
Согласовано
на МС школы
Протокол №_____

от «____»____________2013г.
Руководитель МС
_____________ Шевченко Т.Н.

Рассмотрено
на МО учителей  гуманитарных дисциплин

Протокол № ___
от «___» ______________2013г.
Руководитель МО
____________Спицына О.Г.
                





Рабочая учебная программа по

______________________истории______________________________
(наименование учебного предмета \ курса)
_________________________________6 класс__________________________________
(ступень образования  \ класс)
__________________________2013 – 2014 учебный год___________________________
(срок реализации программы)
   
Составлена на основе примерной программы основного  общего образования  по истории авторы-составители: «История России» А. А.  Дани­лов, Л. Г. Косулина и «История Средних веков» Е.В. Агибалова Г.М. Донской.
                                                                                                             (наименование программы)

Программу составил   ___Юдин Иван Вячеславович_________________________________                      
                                                                                        (Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)












г. Ирбит
2014 г.
Нормативная база преподавания предмета
            Рабочая программа по истории составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
·         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10);
·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного  (общего) образования, по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
·         Базисный учебный план МАОУ «Школа № 10» на 2014/15 учебный год;
·         Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года, №253;
·         Примерной авторской программы основного  общего образования,  по истории за 2007 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История», для учащихся 6- х классов составлена на основе Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, Примерной программы по учебному предмету «История» и авторских программ:
1) «История Средних веков», под редакцией - Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;
2) «История России», под редакцией -  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, год издания про-
грамм 2007г.

Цель изучения предмета:
·         Показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем;
·         Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
·         Воспитать у учащихся уважение к культуре и традициям прошлого своей страны и зарубежных стран, толерантности;
·         Обучить школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники и др.
·         Продолжить обучение школьников основной школы поиску, интерпретации, анализу исторической информации.
·         Дать необходимый уровень (минимум) исторических знаний и обучить навыкам их использования в различных ситуациях.
·         Продолжить формирование гражданско-патриотической позиции школьников.

Задачи изучения предмета:
·         Привитие навыков видеть историю «вокруг себя»: в домах, в названиях улиц;
·         Оказание школьникам помощи в понимании того, что история- это ключ к пониманию любых эпох и цивилизаций;
·         Показ событий в истории через деяния людей: государственных деятелей, полководцев, путешественников, изобретателей и т.п;
·         Получение школьниками основных представлений о культуре прошлого: живописи, архитектуры, музыки, книгопечатания;
·         Формирование представлений о базовых понятиях обществознания (государство, законы и т.д.);
·         Формирование навыков исторического мышления;
·         Развитие кругозора школьников т. н. ориентации во времени, ретроспективного восприятия мира в связи с представлениями об изменениях в жизни человека на протяжении средних веков;
·         Формирование исторического мышления школьников, составляющими которого являются: способность, несколько ярко представить прошлое, сколько приобрести чувство сопричастности к нему, а также способность осмыслить прошлое в его значении для настоящего и прогнозируемого будущего;
·         Формирование учебной деятельности и непосредственно связанных с ней обще учебной интеллектуальных умений;
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного (общего) образования. Из расчета 2 учебных часа в неделю, в том числе на практическую работу отводится 2  часа, на контрольные и зачетные уроки 7 часов.

Общая характеристика предмета «История»
Курс истории в 6 классе предполагает изучение двух курсов «История России. С древней­ших времен до конца XVI в.» и «История Средних веков»  Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от па­дения Западной Римской империи до начала эпохи Великих геогра­фических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уде­ляя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического раз­вития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хо­тя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, од­нако основное, внимание уделено истории Европы. Там, где это, возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с исто­рией России.
Программа по истории России предназначена для продолжения ее реализации в 6—9 классах общеобразовательных учреждений.  При этом от­бор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Особенностями данного курса является, обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике. Программа предоставляет возможность более подробного рас­смотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований, развивающих­ся ныне в Российской Федерации; истории своего края, города.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
·  Продолжить изучение истории в 1 концентре и подготовить учащихся к восприятию и изучению истории во 2 концентре;
·  Продолжить формировать общеучебные интеллектуальные умения;
·  Формирование активной гражданско-патриотической позиции;
·  Умение оценивать исторические явления, действия людей в истории;
·  Знать хронологические рамки и основные периоды Истории Средних веков;
·  Знать хронологические рамки и основные периоды Истории России;
·  Знать политическую карту Европы и мира, место на ней России;
·  Представлять положение основных групп населения в средние века, значение свободного труда и предпринимательства для развития общества и отдельного человека;
·  Характеризовать основные события политической Истории Средних веков, основные направления внутренней и внешней  политики Российского государства, роль ведущих политических деятелей;
·  Понимать значение изменений в материальной и духовной культуре России,  Европейских стран и стран Востока.

В  курсе изучения истории учащиеся развивают следующие умения:
  • образно воссоздать исторические явления, события;
  • выявлять в исторических явлениях существенные признаки;
  • сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;
  • самостоятельно анализировать различные исторические источники;
  • давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;
  • обобщать знания, полученные из различных источников, делать выводы, подтверждать их примерами;
  • соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;
  • работать с исторической картой - читать ее и анализировать, локализовать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать  дополнительную информацию;
  • составлять различные таблицы и работать сними;
  • работать со справочной и дополнительной литературой, словарями, таблицами, энциклопедиями, интернет ресурсами и пр.

Контроль уровня обученности
В ходе обучения истории в 6 классе учащиеся должны знать основные события истории данного периода, давать характеристики правителей, выполнять творческие задания,  писать эссе, текст экскурсии, тезисы доклады. Составлять карту-схему основных событий данного периода. Решать тестовые задания. Составлять и заполнять таблицы. Давать определение основным понятиям. Составлять кроссворды. Выполнять контрольные работы.

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
·         Учебник «История России. С древней­ших времен до конца XVI в» А. А. Дани­лов,  Л. Г. Косулина,  М.: Просвещение, 2009 г;
·         Учебник  «История Средних веков», Е.В. Агибалова и Г.М. Донской. - М.: Просвещение, 2008 г;
·         Атлас «История средних веков» с комплектом контурных крат;
·         Атлас «История России с древнейших времен до конца XVII веков;
·         Рабочая тетрадь для 6 класса  по « Истории России» с древнейших времен до конца XVI в.   А. А. Дани­лов,  Л. Г. Косулина,  М.: Просвещение, 2007 г;
·          Рабочая тетрадь для 6 класса  по « Истории Средних веков»  Е.В. Агибалова и Г.М. Донской. - М.: Просвещение,  2007 г;

  1. Ученическая доска;
  2. Комплект настенных карт по истории России и Средним векам;
  3. Аудиоколонки;
  4. Видеопроектор; 
  5. Компьютер;
  6. Экран;
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Происхождение понятия «Средние века» «Светлый» и «темный» образы Средневе­ковья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.
Источники по истории Средних веков: письменные, изобрази­тельные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Сред­них веков.

РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (10 ч) Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 ч)
Великое переселение народов и падение Западной Римской им­перии. Образование и отличительные черты германских коро­левств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государст­вом. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понима­ния христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и со­став христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Воз­никновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктин­ский устав. Жизнь средневекового монастыря.
Франкское государство в VIVIII вв. Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление им­перией. Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Ев­ропы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Нор­манны в Америке.
Франция и Германия в IXXI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.
Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.

Тема 2. Византия и славянский мир (2 ч)
Особенности развития Восточной Римской империи по сравне­нию с Западной. Территория и население. Константинополь — сто­лица Византии и воплощение ее могущества. Особенности импера­торской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VIIXI вв. Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Со­бор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Ви­зантийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Зна­чение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VIXI вв. (2 ч)
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и веро­вания. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успе­хов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Ха­лифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13 ч) Тема 4. Феодальное общество (3 ч)
Складывание нового устройства общества. Формирование зави­симого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и уста­новление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.
Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воина и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. За­мок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинно­сти. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская об­щина, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Тема 5. Средневековый город (2 ч)
Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины воз­никновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повсед­невной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Яр­марки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Тема 6. Католическая церковь в XIXIII вв. (3 ч)
Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в XXI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между като­лицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и ре­зультаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
Папство в зените могущества. Ереси XIXIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церк­ви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.
Тема 7. Разные судьбы государств (3 ч)
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Свя­том. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пле­нение».
Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XIXII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей' ее истори­ческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии.
Колонизации земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIIIXIV вв.
Тема 8. Культура Западной Европы в XIХШ вв. (2 ч)
Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Ра­ционализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии на­учных знаний. Схоластика.
Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Сред­невековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

РАЗДЕЛ III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 ч)
Тема 9. Западная Европа в XIVXV вв. (4 ч)
Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.
Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских ко­ролей с бургундскими герцогами и завершение объединения Фран­ции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Бе­лой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Ген­рихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
Изменения в культуре Западной Европы в XIVXV вв. Разви­тие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значе­ние. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIVXV вв. (2 ч)
Польша в XIVXV вв. Внутренняя политика Казимира III Ве­ликого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы; Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV в. Нара­стание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Рус. Гуситские войны и их значение.
Страны Балканского полуострова в XIVXV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Ос­манские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздейст­вие поздневизантийской культуры на другие страны.

РАЗДЕЛ IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 ч)
Тема 11. Культуры и государства Азии (2 ч)
Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в ин­дийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достиже­ния индийской культуры.
Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочев­никами. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Заво­евания монголов, причины их успехов. Распад монгольской держа­вы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки (1 ч)
Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побере­жье Африки и государство Мономотапа.
Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбо-вой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и ин­ков, их достижения и особенности развития.
Итоговое повторение (1ч)
Значение Средневековья в мировой истории и культуре.








ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА  XVI в. (34 ч)
Введение (1 ч). Что изучает история Отечества. История Рос­сии — часть всемирной истории. История региона — часть исто­рии России. Исторические источники по истории нашей Родины.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ (2 ч)
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточ­ных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. За­нятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними пле­менами и государствами.
Основные понятия темы: Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледе­лие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.
РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (6 ч)
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершен­ствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, по­явление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Обра­зование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманн­ский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерус­ского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христиан­ства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Ос­новные социальные слои древнерусского общества. Зависимые ка­тегории населения. Политический строй Древнерусского государст­ва. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукня­жеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Моно­мах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древ­нерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусст­ва. Устное народное творчество. Возникновение письменности. На­чало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусст­во. Комплексный характер художественного оформления архитек­турных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Зна­чение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской на­родности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни зем­ледельческого населения.
Основные понятия темы: Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, пра­вославие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, за­куп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.
РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIIXIII в. (8 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Социально-эко­номические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоя­тельных княжеств и земель. Характер политической власти в пе­риод раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Вос­точной   Руси.   Характер   княжеской   власти   в   северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Вла­ди миро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического по­ложения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. По­ход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашест­вие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борь­ба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливон­ский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зави­симость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Послед­ствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессио­нальная политика литовских князей. Значение присоединения рус­ских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по кам­ню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Сло­во о полку Игореве».
Основные понятия темы: Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский вы­ход, ярлык.
ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (8 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Ру­си. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Соци­ально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политиче­ское устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Моск­вы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Ра­донежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIVсередине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объедине­ния русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Лик­видация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Уси­ление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчин­ное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение сво­боды крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ере­си. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Культура и быт в XIVначале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—-начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Па­мятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамае­вом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Ни­китина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестья­нина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Основные понятия темы: Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, корм­ление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостни­ческая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народ­ность, ересь.
МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в. (5 ч)
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги раз­вития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Вос­стание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Зем­ских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местно­го управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического кур­са. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Пози­ция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливон­ской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Стро­ительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Ди­онисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Основные понятия темы: Централизованное государство, сословно-представительная мо­нархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Цер­ковный собор.
Итоговое повторение и обобщение (2 ч). Общее и особен­ное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Запад­ной Европы.







Поурочное планирование 6 класс


Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
5
6
7
8

На заре средневековой истории.
№1.Что изучает история средних веков?
№2.Великое переселение народов и «варварские королевства».
№3 Рождение империи Карла Великого.
№4. «Каролингское возрождение» и распад империи.
№5 Англия в раннем средневековье. Походы норманнов.
№ 6-7 Византийская империя – наследница Рима.
№8-9. Арабы и мусульманский мир.
№10.Обобщение темы: «Раннее средневековье». К/Р №1

 Дать представление о хронологических и географических границах средневековья.
Познакомить учащихся с началом средневековья, с возникновением раннефеодальных государств.
Дать представление о формировании раннефеодального государства и его функциях.
Познакомить учащихся с планами Карла Великого и результатами его деятельности.
Начать знакомство с историей Англии.
Охарактеризовать Византию как один из источников русской цивилизации.
 Показать эволюцию и отличительные черты исламской цивилизации.
Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
Формирование навыков работы с источниками и документами.
Формирование навыков работы с картой и картой-схемой.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.непринятие экстремистских форм действий для достижения своих целей.
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
Пополнение словарного запаса.
Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
Развитие беглого чтения.

- Карты: «Народы и их передвижение по Европе в 4-7 вв.»,  «Арабский халифат»,  «Европа в 5 – 7 вв.».
- Диафильмы.
-Таблицы: «Приём послов  византийским императором».
- Документальные фильмы: «Арабы в 5 -7 вв».
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексы с ошибками.
- Доклады и сообщения: «Хлодвиг– исторический портрет», «Константинополь – мегаполис средневековья», «Кодекс Юстиниана», «Мухаммед – исторический портрет», «Бытовая этика ислама».
Карты: «Европа в 8 -9 вв.»,
- Документальные фильмы: «Эпоха викингов».
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексы с ошибками.
- Доклады и сообщения: «Карл Великий – исторический портрет», Викинги – «бич Божий».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок-телеэкскурсия
2.Комбинированный урок.
3.Урок-защита докладов.
4.Урок-беседа.
5.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия: Великого переселения народов;  причины и последствия возникновения империи Карла Великого и «Каролингского  возрождения»;        роль Византии в средневековом мире; Арабских завоеваний;
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему основных событий данного периода.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6.Давать определение понятий: средневековье, исторические источники,  держава, графство, «Каролингское возрождение», англы, саксы, бритты, норманны, саги, руны, викинги, феодализм, традиционное общество, духовенство, догматы, церковь, папа, епископ, монастырь, магнат, натуральное хозяйство, апостолы, икона, фреска, ислам, пророк, мусульманин, Коран, халиф, экспансия.







Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи

Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3

5
6
7
8

Европейское общество в классическое средневековье.
№11. Феодальное общество

№12.Крестьяне и феодалы.

№13. Город в Западной Европе.

№14.Церковь и духовенство.
1.Дать представление об основополагающих понятиях, характеризующих средневековое общество.
2.Познакомить учащихся с условиями жизни и бытом различных слоёв средневекового общества.
3.Рассказать об образовании городов , мелкого городского ремесла.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Формирование навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
6.Развитие беглого чтения.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности, к результатам чужого труда.
3.непринятие экстремистских форм действий для достижения своих целей.
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Европа в 10 – 11 вв.».
-Таблицы: «Право охоты феодала», «В хижине средневекового крестьянина», «Средневековый город», «В мастерской  средневеково оружейника».
- Диафильмы.
- Документальные фильмы: «Феодальное поместье».
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексы с ошибками.
- Доклады и сообщения: «Один день феодала», «Один день  крестьянина», «Цех ремесленников», «Власть католической церкви в средние века», «Еретические движения в средние века», «Инквизиция».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок-телеэкскурсия
2.Комбинированный урок.
3.Урок-защита докладов.
4.Урок-беседа.
5.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать основные прав и обязанности сословий средневекового  общества, роль городов и католической церкви  в эту эпоху.
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему основных событий данного периода.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6 Давать определение понятий: феодал, сеньор, вассал, феодальная лестница, подати, повинности, сословия, церковная десятина, присяга, турнир, цех, шедевр, гильдия, монашеский орден, миссионер, ересь, романский стиль.





Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи

Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
5
6
7
8

Борьба светской власти и папства и экспансия европейского рыцарства.
№15. Борьба пап и германских императоров.

№16.Крестовые походы.

№17. Обобщение темы «Могущество католической церкви». К/Р № 2
1.Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию.
2.Дать представление о борьбе светской и духовной власти за влияние на подданных.
3.Выяснить цели и причины крестовых походов, разъяснить суть религиозного фанатизма.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Формирование навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
6.Развитие беглого чтения.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.непринятие экстремистских форм действий для достижения своих целей.
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Западная Европа в 11 -13 вв. Крестовые походы».
-Таблицы: «Крестовые походы».
- Диафильмы.
- Фильмы: «Крестоносцы»
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексы с ошибками.
- Доклады и сообщения: «Могущество католической церкви», «Причины крестовых походов», «4 крестовый поход», «Детский крестовый поход».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок-телеэкскурсия
2.Комбинированный урок.
3.Урок-защита докладов.
4.Урок-беседа.
5.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия: крестовых походов как для Европы ,так и для Востока.
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему основных событий данного периода.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6 Давать определение понятий: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден, Великие магистры, целибат.






Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
5
6
7
8

Перемены на политической карте Европы.
№18.Англия и Франция на пути к Столетней войне.
№19.Столетняя война и «чёрная смерть».
№20.Образование централизованных государств в Западной Европе.
№21.Государства Южной Европы.
№22.Славянские государства.
1.Выяснить особенности образования централизованного государства во Франции и Англии.
2.углубить представления учащихся о причинах и характере феодальных войн.
3. Сравнить пути завершения образования централизованного государства во Франции и Англии в средние века.
4.Дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы, жизни, быте и борьбе народов.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Формирование навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
6.Развитие беглого чтения.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности; к Жанне ДъАрк.
3.непринятие экстремистских форм действий для достижения своих целей.
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Англия и Франция в средние века», «завершение объединения Англии и Франции».
-Таблицы: «Восстание Уота Тайлера», «Жакерия».
- Диафильмы.
- Фильмы: «Столетняя война»
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексты с ошибками.
- Доклады и сообщения: «Причины Столетней войны», «Битва при Пуатье», «Жанна ДъАрк», «Уот Тайлер».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок-телеэкскурсия
2.Комбинированный урок.
3.Урок-защита докладов.
4.Урок-беседа.
5.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать причины, ход, последствия: «Столетней войны» для европейской цивилизации.
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему основных событий данного периода.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6 Давать определение понятий: домен, Капетинги, Генеральные штаты, парламент, чума, Жакерия, Тюдоры, реконкиста, Тевтонский орден.










Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
5
6
7
8

Культура Западной Европы.
№23.Средневековая наука.
№24.Школы и университеты. Искусство.
№25.Обобщение темы: «Осень средневековья». К/Р №3
1.Дать представление о становлении науки в средние века.
2.Познакомить со средневековой системой образования и развитии искусства в этот период.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Формирование навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
6.Развитие беглого чтения.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.непринятие экстремистских форм действий для достижения своих целей.
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Западная Европа в 11 -13 вв.».
-Таблицы: «Искусство средневековья».
- Диафильмы.
- Фильмы: «Искусство Западной Европы в средние века»
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексты с ошибками.
- Доклады и сообщения: «Образование в средние века», «Готический архитектурный стиль», «В средневековом университете», «Семь свободных искусств».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок-телеэкскурсия
2.Комбинированный урок.
3.Урок-защита докладов.
4.Урок-беседа.
5.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать основные черты средневековой европейкой культуры.
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему основных событий данного периода.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6 Давать определение понятий: рационализм, синтез, мистика, алхимия, схоластика, университет, магистры, ваганты, школяры, готика,







Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи

Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
5
6
7
8

Азия, Африка, Америка в Средние века.
№26.Иран.
№27.Османская империя.
№28-29. Индия.
№30-31. Китай.
№32. Япония.
№33. Доколумбова Америка
№34. Итоговый тест по теме «Средние века»  К/Р№4

Резерв учебного времени
1.Дать представление о становлении и развитии в средние века государств в Азии, Африке и Америке.
2.Познакомить с традициями и культурой мусульманской средневековой цивилизации.
3. Показать возможность мирного существования двух цивилизаций на примере Империи Великих Моголов.
4.Выявить основные черты закрытых средневековых цивилизаций.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Формирование навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
6.Развитие беглого чтения и основ конспектирования.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.непринятие экстремистских форм действий для достижения своих целей.
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.





- Карты: «Иран в средние века», «Османская империя в средние века», «Индия и Китай в средние века».
-Таблицы: «Крестовые походы».
- Диафильмы.
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексты с ошибками.
- Доклады и сообщения: «кастовый строй в Индии», «Сегунат Токугавы», «Янычары», «культура Китая в средние века».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок-телеэкскурсия
2.Комбинированный урок.
3.Урок-защита докладов.
4.Урок-беседа.
5.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать причины становления и развития государств Востока и Америки, их характерные черты.
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему основных событий данного периода.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6 Давать определение понятий: зороастризм, манихейство, сепаратизм, султан, Высокая Порта, визири, шейх, янычары, сипахи, касты, брахманизм, буддизм, индуизм, самураи, сёгуны, изоляционизм, консервация.


Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи

Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Примечания
1
2
3
5
6
7
8

Древняя Русь
№35.Исторические источники.
№36.Восточные славяне.
№37.    Соседи восточных славян.
№38.Форм-ирование Древнерусского государства.
№39-40.Первые русские князья.
№41-42.Князь Владимир. Принятие христианства.
№43.Ярослав Мудрый.
№44.Культура Древней Руси.
№45.Быт и нравы Древней Руси.
№46.Обобщение темы: «Древняя Русь» К/Р №5.



1.Дать представление об источниках наших знаний о жизни древних славян; научить отличать художественный вымысел от исторических фактов.
2.Познакомить учащихся с жизнью и бытом восточных славян и финно-угров.
3. Дать представление о личностях первых русских князей из династии Рюриковичей.
4.Раскрыть причины принятия христианства и его последствия.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Формирование навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
6.Развитие беглого чтения и основ конспектирования.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.непринятие экстремистских форм действий для достижения своих целей.
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Восточная Европа в IX в.», «Киевская Русь в XXI вв.», «Киевская Русь в IXXII вв.».
-Таблицы: «Славянский посёлок», «Культура Киевской Руси».
- Диафильмы.
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексты с ошибками.
- Доклады и сообщения: «Княгиня Ольга», «Крещение Киева князем Владимиром», «Владимир Мономах», «Ремесло Киевской Руси».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок-телеэкскурсия
2.Комбинированный урок.
3.Урок-защита докладов.
4.Урок-беседа.
5.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать основные события истории Киевского государства; давать характеристики правления князей.
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему основных событий данного периода.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6 Давать определение понятий: быт, вервь, вече, народное ополчение, язычество, дань, колонизация, государство, полюдье, погост, уроки, епископы, ересь, митрополит, устав, боярин, вотчина, наместник, общество, посадник, холопа, миниатюра, житие.


Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи

Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Приме-чания
1
2
3
5
6
7
8

Политическая раздробленность Руси.
№47.Начало раздробления Древнерусского государства.
№48.Главные политические центры Руси.
№49.Нашествие с Востока.
№50.Борьба Руси с западными завоевателями.
№51.Русь и Золотая Орда.
№52.Русь и Литва.
№53.Культура русских земель в XIIXIII вв.
№54.Обобщение темы: «Политическая раздробленность на Руси». К/Р № 6
1.Познакомить учащихся с феодальной раздробленностью Киевской Руси, причинами и последствиями.
2.Показать героическую борьбу народов нашей страны с захватчиками в XIII в.
3.Дать характеристику основных феодальных центров и их особенности.
4.Показать мировое значение культуры Киевской Руси времён феодальной раздробленности.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Формирование навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
6.Развитие беглого чтения и основ конспектирования.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.непринятие экстремистских форм действий для достижения своих целей.
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Феодальная раздробленность Руси в XIIXIII вв.», «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIII в.».
-Таблицы: «Оборона города Владимира», «Баскаки».
- Диафильмы.
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексты с ошибками.
- Доклады и сообщения: «Чингисхан», «Хан Батый», «А. Невский», «Монголо-татарское иго».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок-телеэкскурсия
2.Комбинированный урок.
3.Урок-защита докладов.
4.Урок-беседа.
5.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать основные события истории Киевского государства периода раздробленности и монголо-татарского ига; давать характеристики правления князей.
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему основных событий данного периода.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6 Давать определение понятий: рать, уделы, экономика, эксплуатация, республика, мужи, мятеж, стан, фураж, яса, ополченцы, баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык, архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный.




Прим.
сроки.
ГОС.
Темы уроков
Педагогические задачи
Учебно-методическое обеспечение
Педагогические условия
Формы контроля
Примечания
1
2
3

5
6
7
8

Русь Московская.
№55.Усиление Московского княжества.
№56.Куликовская битва.
№57.Московское княжество в XIVXV вв.
№58.Создание единого Русского государства.
№59.Московское государство в начале XVI в.
№60.Церковь и государство.
№61.Реформы Избранной Рады.
№62.Внешняя политика Ивана IV.
№63.Опричнина.
№64-65. Культура Московской Руси.
№66.Быт XV-XVI в.
№67-68.Итоговое обобщение
К/Р №7
69-70. Резерв по усмотрению учителя
1.Дать представление о Русско-Литовском государстве; причинах возвышения Москвы и объединения Руси.
2.Уяснить причины и характер феодальной войны, её значение для складывания единого Русского государства
3.Познакомить с основными событиями царствования Ивана Грозного, опричниной и династическим кризисом.
1.Развивать навыки и умения поиска и обработки информации; составление докладов и сообщений.
2.Формирование навыков работы с источниками и документами.
3.Формирование навыков работы с картой и картой-схемой.
4.Пополнение словарного запаса.
5. Умение делать рецензию, оценивать ответы одноклассников.
6.Развитие беглого чтения и основ конспектирования.
1.Воспитание патриотических и толерантных качеств личности.
2.Уважение к законам государства и правам личности.
3.непринятие экстремистских форм действий для достижения своих целей.
4.ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.
- Карты: «Образование и расширение Российского централизованного государства», «Российское государство XIVXVI вв.». «Русь во времена Ивана IV».
-Таблицы: «Куликовская битва», «Иван Васильевич Грозный».
- Диафильмы.
- Источники и документы  в учебнике.
- Портреты.
- Тесты.
- Тексты с ошибками.
- Доклады и сообщения: «Д.Донской», «Иван III», «Д. Шемяка», «Стояние на Угре», «Реформы избранной Рады», «Разгром Новгорода».
Уроки могут пройти в следующих формах: 1.Урок-телеэкскурсия
2.Комбинированный урок.
3.Урок-защита докладов.
4.Урок-беседа.
5.Урок-обощения темы.

1.Учащиеся должны знать основные события истории Московского государства; давать характеристики правления князей.
 2.Написать эссе, текст экскурсии, тезисы доклада.
3.Составлять карту-схему основных событий данного периода.
4.Решение тестовых заданий.
5.Составлять и заполнять таблицы.
6 Давать определение понятий: маневр, диалект, уния, Боярская дума, кормление, местничество, налоги, окольничий, пожилое, поместье, помещик, пошлина, чин, благотворительность, дьякон, старец, дворяне, земской собор, приказы, централизованное государство, острог, крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная, публицистика, регалии, эпос.






СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(для учителей и учащихся)
История средних веков:
Интернет ресурсы:
1. 
История тевтонского ордена Материалы по истории Тевтонского ордена: Устав ордена, великие магистры Тевтонского ордена, титулы руководителей ордена, битвы, города и замки, галерея (фото и видео). http://teuton.alfaspace.net/ - 01.02.2005

2. 
Medievality. Средневековье Исторический материал по эпохе средневековья: хронология, история замков средневековья, культура и быт эпохи, орудия пыток, персоналии и пр. http://www.medievality.com/ - 01.01.2005

3. 
История ордена Храма: проект Информация об истории Ордена Храма, магистрах и эпохе Крестовых походов. Обзор литературы. Тематическая энциклопедия: хронология, словарь, указатель имен, указатель географических названий. http://templiers.info/ - 01.01.2001

4. 
Классика: историография и исторические источники Коллекция ссылок на тексты: работы классиков историографии (Карамзин, Соловьев, Ключевский, Греков, Рыбаков), исторические источники (преимущественно по истории средневековой Руси), современные исторические работы (материалы конференций).
http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm

5. 

6. 

7. 
The House of Bards: Кельты в античности и средневековье
Электронная библиотека по античной и средневекой истории кельтов: историографические произведения, жития, поэтические тексты на кельтских языках, латыни, древнеанглийском. http://www.geocities.com/branwaedd/hbindex.html

8. 

9. 
The History of King Arthur: история короля Артура Король Артур: художественная литература о короле Артуре, рассказы о Камелоте, рыцарях Круглого стола, святом Граале. http://www.lib.rochester.edu/camelot/cphome.stm

10. 
History of Robin Hood: история Робин Гуда
Предания о Робин Гуде: история, соратники и враги, взаимоотношения с правителями; тексты средневековых баллад и повестей о Робин Гуде. http://www.boldoutlaw.com/ - 01.01.1997

11. 
Arthurian Legends: легенды о короле Артуре Легенды о короле Артуре и Камелоте.http://www.timelessmyths.com/arthurian/index.html - 01.04.2000

12. 
Celtic Mythology: кельтская мифология Верования кельтов: мифы и легенды, боги и богини, друиды, мифические существа, герои, кельтские племена, генеалогия богов. http://www.timelessmyths.com/celtic/index.html - 01.03.1999

13. 
Medieval Literature and History: литература и история средних веков
Коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории и литературе средних веков.
http://www.chss.montclair.edu/english/furr/medieval.html

14. 
The Crusades: история крестовых походовИстория крестовых походов: руководители, основные сражения, социальный состав крестоносцев, последствия, позиция церкви. Европа во время крестовых походов. http://crusades.boisestate.edu/

15. 
Ireland's History: история Ирландии
История Ирландии: первобытная история, первые люди в Ирландии, история королевств, династии, языческие верования и распространение христианства, завоевание страны англичанами. http://www.rootsweb.com/~irlkik/ihm/ - 01.01.1997


16. 
Средневековая Литва
История средневекой Литвы: великие князья, хронология, социальное устройство, государственный строй, военное искусство, религия, письменность. http://viduramziu.lietuvos.net/ru/

17. 
ЧингисханЭлектронная версия книги Э. Хара-Давана "Чингисхан как полководец и его наследие": биография Темучина, http://gumilevica.kulichki.net/HD/index.html - 01.10.2003


История России:
1.      Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы. ≈ М., 1992
2.      Беловинский Л. В. С русским воином через века. ≈ М., 1992
3.      Борисов Н. С. Русские полководцы XIIIXVI вв. ≈ М., 1993
4.      Буганов В. И. Куликовская битва. ≈ М., 1984
5.      Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. ≈ М., 1999
6.      Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. ≈ М., 1975. ≈ Т. 8
7.      Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. ≈ М., 1996
8.      Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся. ≈ М., 1993
9.      Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. ≈ М., 1985
10.  Карпов А. Ю. Владимир Святой. ≈ М., 1998
11.  Карпов А. Ю. Русь московская. ≈ М., 1998
12.  Кобрин В. Б. Иван Грозный. ≈ М., 1989
13.  Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. ≈ М., 1998
14.  Костомаров В. Г. Жизнь языка от вятичей до москвичей. ≈ М., 1994
15.  Леонтьева Г. А. и др. Ключи к тайнам Клио. ≈ М., 1994
16.  Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. ≈ М., 1980
17.  Любимов Л. Искусство Древней Руси. ≈ М., 1996
18.  Матюшин Г. Н. Археологический словарь. ≈ М., 1994
19.  Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. ≈ М., 1994
20.  Митяев А. В. Героические страницы истории нашей Родины. IXXVIII вв. ≈ М., 1991
21.  Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры. IXXVII вв. ≈ М., 1984
22.  Немировский Е. М. Путешествие к истокам русского книгопечатания. ≈ М., 1991
23.  Нестеров Ф. Ф. Связь времен. ≈ М., 1980


Комментариев нет:

Отправить комментарий