Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

суббота, 17 декабря 2011 г.

Памятки к урокам учителю и ученикам по истории


ПРИЛОЖЕНИЯ  ПАМЯТКИ:
КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ
1. Отобрать для запоминания надо самое необходимое, не засоряйте свою память    пустяками.
2.Запоминайте факты, фигуры, формулировки, стихи, текст в определённом порядке, систему, чтобы в вашей «кладовой» памяти можно было легко и быстро найти нужное.
З.То, что запоминаете, осмыслите. Что значит осмыслить? А) установите причину явления или факты (вопрос почему?); Б) найдите его связь с другими фактами или явлениями; В) дайте оценку и определение, соответственное отношение к изучаемому  материалу.
4. Какой  у вас  вид  памяти?  Зрительный?  Слуховой?  Старайтесь  пользоваться всеми одновременно, но больше тем, который у вас преобладает. Трудные места обязательно читайте вслух.
5. Не торопитесь!  Выясните, сколько времени вам надо на усвоение того или иного материала. У каждого ученика свои временные нормы запоминания.
6. Используйте алгоритмы. Например, при изучении любого восстания нужно знать: силы, характер, ход восстания, причины победы или поражения, значение.
7. Помогает запоминанию ясно поставленная цель и задача. Важно точно знать, что нужно запомнить и для какой цели. Выучить всё или часть, передать своими словами или наизусть.
8. При заучивании материала, приучайте себя расчленять его на части, ставить к нему вопросы или заголовки и вести последовательную запись, сначала виде плана, затем - конспекта.
9.При  повторении  распределяйте заучивание по  времени,  небольшое учите сразу,  а трудное - по частям, но с предварительным знакомством со всем целиком. Накануне ответа ещё раз всё повторите, проверьте свои знания.
10.Для самоконтроля вспоминайте с закрытым учебником. Потом по книге обнаружьте свои ошибки.
11. Лучше запоминать тот учебный материал, который «добыл» сам, а не тот, который «разжевал» для тебя учитель. Старайся сам заложить в свою «кладовую» памяти разнообразные знания. Проявляй самостоятельность в учёбе.
12. Говорят: «Повторение - мать учения». Но иногда оно становится «злой мачехой». Чтобы не было скучно повторять, то, что уже изучалось, следует при этом углублять материал, связывать его с новым.
13. Трудно изучать материал, если он вам неинтересен. Заставьте себя его полюбить, проверьте  его  ценность  и  необходимость  для  жизни.   Поищите  в  любом  предмете интересное, удивительное - и успех обеспечен.
14. Обогащая свою память, не забывайте освоить и навыки самостоятельной работы над таблицами, справочниками, словарями, энциклопедиями, справочной литературой. Всё, что надо - не запомнишь, а иметь надо всё, что тебе потребуется в жизни.
КАК УЧИТЬ УСТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Ваша работа должна состоять из трёх этапов.
1.Ознакомление. Ознакомьтесь с материалом, который собираетесь учить, прочитайте весь параграф. Уточните: а)что нужно запомнить дословно (формулировки, теоремы, законы, правила, цитаты, даты исторических событий);
б)что надо пересказать своими словами (доказательство, описания событий, явления, опыты, характеристики); в)что надо знать в общих чертах (дополнительные частные выводы, иллюстрации, справки).
2.Разучивание. Вчитывайтесь в текст, расчленяйте его на части, устанавливайте связь между ними, а также с тем,   что вы раньше изучили. Рассмотрите, как главная мысль подтверждается цифрами, фактами.
3.Заучивание. а)выдвигайте на первый план цель: запомнить, закрепить прочно в памяти то, что уже разобрано и осмыслено; б)добивайтесь полной ясности и понимания каждой детали. Не ограничивайтесь первым охватыванием, приблизительным полупониманием. Не уставайте перечитывать,
переспрашивать, проверять пока не выясните того, что необходимо; в) старательно запоминайте внутренние связи и построение материала: его схему, план. Крепко связывайте основную мысль с иллюстрациями и доказывающими её фактами, примерами. Чем больше будет таких фактов, тем прочнее запомните материал; г) тщательно проверяйте, хорошо ли усвоили урок. Для этого всё рассказывайте вслух. В качестве своих слушателей можно использовать соседа, товарища, родителей, учитывая их оценки и замечания.
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
1. Правильно   организованный  режим  дня  улучшает  физическое  развитие,  укрепляет здоровье,  увеличивает  работоспособность.   Составьте  свой  распорядок  дня  и  точно выполняйте его. Вставайте не позднее 7 часов.
2. В  школе  старайтесь  обеспечить  все условия,  способствующие работоспособности: проветривайте класс, соблюдайте чистоту, на переменах не читайте, не учите заданий к следующему за переменой уроку  не кричите.
З. На уроках будьте внимательны, не отвлекайте товарища. Побуждайте себя следить за мыслью учителя, старайтесь понять и уяснить излагаемый материал. Всё, что можно, делай самостоятельно. Всё это во много раз сократит домашнюю подготовку.
4. После уроков в школе и обеда - нужен отдых не менее 1-2 часов. Этот отдых лучше проводить на воздухе, выполняйте поручения по дому.
5. Перед началом приготовления уроков выпейте стакан молока или сладкого, хорошо заваренного чая с кусочком хлеба. Помните, что существует период вхождения в работу, старайтесь сократить его. Преодолевайте нежелание садиться за работу, тогда скорее придёт рабочее настроение.
6. Уроки готовьте в хорошо проветренной комнате. Садитесь за стол удобно и имейте под рукой всё необходимое для приготовления уроков.
7. Тетради и книги должны быть хорошо освещены, находиться на расстоянии 40 см. от глаз, книги лучше расположите на какой - нибудь подставке.
8. Работайте только в полной тишине, выключайте радио, попросите прекратить громкие разговоры.
9. Уроки готовьте внимательно, не торопитесь, не отвлекайтесь посторонним делом. Через каждые 45 минут делайте перерыв на 10 минут. В эти минуты проветривайте комнату и делайте несколько физических упражнений, потянитесь, расправьте грудную клетку.
10. Не оставляйте без внимания ни одной мысли, пришедшей к вам. Продумайте каждую из них, это важно не только для настоящей вашей работы, но и для всей вашей жизни.
11. Всё интересное и полезное записывай в дневник.
12. После приготовления уроков уберите рабочее место и выполните работу по дому в помощь родителям, что даст вам возможность активно отдохнуть и принести радость родителям.
13. Перед сном погуляйте, почитайте книгу, поконструируйте.
14. 3а полчаса до сна откройте форточку и проветрите комнату, приведите в порядок свою одежду и приготовьте к завтрашнему дню.
15. Ложитесь спать в одно и то же время, не позднее 23 часов. Не укрывайте голову во время сна.
16. В воскресенье бывайте больше на воздухе, участвуйте в спортивных соревнованиях.
КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН
Внимательно прочитай текст. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль. Озаглавь части. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
Проверь, все ли основные идеи, заключённые в тексте, нашли отражение в плане.
ПАМЯТКА - ПРЕДПИСАНИЕ
Как составить сложный план своего рассказа?
1 .Наметить главные части будущего рассказа.
2.Каждую часть озаглавить по ведущей, главной мысли. Пронумеруй эти заголовки римскими цифрами.
3.Внутри каждой части укажи несколько мыслей (фактов), которые раскрывают главную мысль. Озаглавь их, пронумеруй подпункты плана арабскими цифрами.
4.Не выходи в плане за рамки темы рассказа и не сужай её.

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН - КОНСПЕКТ
1. Запишите название темы (подтемы, вопросы).
2. Внимательно прочитай изучаемый материал. Постарайся понять всё, что читаешь. Смысл незнакомых слов выясни в справочниках. Подтемы нумеруй римскими цифрами, пункты в них арабскими без скобок, подпункты, их раскрывающие - буквами алфавита со скобками. Выделяй подпункты только тогда, когда их не меньше двух. 3. Точно и лаконично выражай мысли.
4. В плане - конспекте должны найти отражение все существенные суждения, имена, даты. 5. План - конспект должен отражать содержание источника по всем основным сторонам знаний: широта, глубина, системность, истинность. Стремись к достаточно широкой постановке вопроса. Делай, если нужно, дополнительную, собственную оценку материала. Тщательно расчленяй и соединяй материал по характеру связей, не допускай ошибок в излагаемых фактах.
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ
Как только взял книгу, сразу посмотри фамилию автора. Вспомни, читал ли ты его книги раньше, а если нет, то спроси у библиотекаря, какие книги написал этот писатель. Не будь книгоглотателем, читай книгу медленно, вдумчиво, думай над каждой строкой, над каждым словом. Выписывай из книг особенно понравившиеся места. Если книга твоя, то можно подчёркивать, но если книга библиотечная, то этого делать нельзя, т.к. после тебя будут читать другие люди и, если каждый будет подчёркивать, то книгу нельзя будет взять в руки.
Заведи себе читательский дневник, куда записывай все книги, которые ты прочитал и краткий отзыв о каждой прочитанной книге. Если книга тебе очень понравилась, то напиши отзыв и сдай его в библиотеку, пусть все ребята знают, какая это хорошая книга и прочитают её. С самого начала своей работы над книгой приучите себя к последовательности в накоплении знаний. Никогда не беритесь за последующие, не усвоив предыдущих.
Первая задача при изучении исторического материала - усвоить прочитанный материал. Вторая задача - сделать из прочитанной книги выписки, необходимые для памяти. Третья - продумать прочитанное. Четвёртая - дать отчёт, чему научила прочитанная книга, какую пользу она тебе дала, сделать вывод. Полезно читать дважды один и тот же текст. При первом чтении общее знакомство с содержанием, при втором - осмысливание содержания.
КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД
Доклад - явление художественного порядка. Он строится на конкретном и ярком представлении о предмете темы, излагается живым литературным языком и подчиняется строгой композиции: цельность построения, строгая отчётливая внутренняя связь каждой части доклада. Доклад должен строится по следующему принципу: есть всё и ничего лишнего. Как этого добиться? Глубоко понять сущность темы доклада. Найти по возможности всю литературу, касающуюся темы. Читая найденную литературу, определите её ценность. По каждой теме литературы можно найти много. Но надо уметь отобрать из неё лучшую, а остальную - отложить в сторону.
В процессе чтения литературы по теме, делать пометки на полях книги, подчёркивая будущие тезисы доклада. На черновике готовить наброски плана.
Прочитайте отобранную по теме литературу, определите главное идейное направление темы, составьте чёткий план доклада. План должен иметь: введение, главную часть и заключение. А) Введение должно подготовить к главной идейной мысли темы и быть кратким. Б) Главную часть надо расчленить на несколько вопросов, последовательно раскрывающих смысл темы. Каждому вопросу дать ясную формулировку и записать вопрос в план. В) Заключение должно содержать выводы и обобщения по теме, связанные с главной идейной мыслью и тоже быть кратким. 6.Имея в голове и на черновике ясный план, можно приступить к составлению конспекта или подробной записи доклада на черновике. А) Отбирая материал для каждого вопроса темы, формулируйте его сжато и исчерпывающе. Помните о связи данного вопроса с главным идейным направлением всего доклада, лишнее отбрасывайте. Б) Чётко раскрывая вопрос, подтверждайте его примерами, фактами, цитатами. Помните об эмоциональной стороне доклада.
В) По каждому вопросу делайте краткие выводы. Г) Соблюдайте последовательный переход от одного вопроса к другому, как бы перебрасывая логические мостики. 7.В конце доклада подведите итог, заключающий в себе главный смысл сказанного. Чётко сформулируйте и запишите выводы. 8.Перепишите на чистовик план, внося поправки и дополнения, возникшие в
процессе работы над докладом. Доклад должен отличатся краткостью и выразительностью каждой формулировки, простотой, ясностью, доходчивостью.
ИЗУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1. Интересы, каких слоев общества защищало государство? Каковы были задачи государства? 2. Каким было государство по своему устройству? а) кому принадлежала центральная власть? Каковы были её органы? б) Кому принадлежала власть на местах? в) Какие органы для подавления трудящихся имело государство? 3.Какие перемены произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
1.     Исторические условия, в которых происходит деятельность исторической личности;
2.     Задачи, которые стремится решить исторический деятель, методы их решения;
3.     Интересы какого класса выражает исторический деятель;
4.     Значение его личных качеств;
5.     Оценка результатов деятельности исторической личности.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ) УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ
Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
Определите вывод, который будете доказывать;
Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов;
Выделите существенные факторы, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их;
Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводами;
Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
«КАК РАБОТАТЬ НАД ПАРАГРАФОМ УЧЕБНИКА
1.     Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.
2.     Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.
3.     Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.
4.     Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
5.     Установи, что ты узнал из нового параграфа.
6.     Перескажи содержание параграфа.
7.     Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
8.     Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.
ПАМЯТКА ПО САМОПОДГОТОВКЕ
Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
1.     Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
2.     Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
3.     Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
4.     О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
5.     Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
6.     Начинай самоподготовку в определённом порядке.
7.     Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНЫХ ОТВЕТОВ
·        Вспомни рассказанное учителем на уроке
·        Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, картами, словарями
·        Читай внимательно и старайся запомнить основное
·        Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия, имена
·        Закрой книгу и мысленно представь часть прочитанного. Перескажи прочитанное
·        Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются
·        Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему. Запомни план
·        Для лучшего запоминания дат сравни их с теми, которые хорошо помнишь

        ПРАВИЛО ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА
·        Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы
·        Прочти задание, подумай, посмотри, какие правила следует применять в упражнении. Вспомни. Если забыл – посмотри в учебник. Если надо, посмотри аналогичные предложения, выполненные в классе под руководством учителя.
·        Не спеша приступай к выполнению.
·        Если не понимаешь смысла упражнения, спроси у товарища.
·        Отдельные трудные части задания не пиши в тетрадь, а пользуйся черновиком.
·        Выполни упражнения, сделай проверке, аккуратно поправь ошибку. Если получилось грязно, перепиши.

ПАМЯТКА РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
1. Прочитайте заголовок и попытайтесь ответить на вопрос: «О чем будет говориться в параграфе?»
2. Посмотрите текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.
3. Прочитайте текст. Установите связь текста и иллюстраций, правил, примеров.
4. Как выделено главное в тексте (правила, алгоритмы выполнения действий и т.п.)?
5. Приведите свои  примеры  к тексту.
6. Разделите текст на смысловые части. Сколько их получилось?
7. Озаглавьте части текста и составьте план.
8. Выполните письменное задание.
9. Повторите прочитанное по плану,  затем без него.
10.  Проговорите несколько раз правила. Выучите наизусть.
КАК ОТВЕЧАТЬ НА УРОКЕ?
1.     Будь уверенным в себе.
2.     Прежде чем ответить, продумай план ответа, хотя бы в самых общих чертах, придерживайтесь этого плана, чтобы не утерять логической схемы рассказа.
3.     Отвечай так, чтобы учащимся на последней парте было слышно. Этим ты заставишь слушать всех остальных, тогда как при ответе «себе под нос», все будут отвлекаться.
4.     Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать. Внимательно слушать. Спокойно отвечать.
Метод «5П».
1.     Просмотри текст (бегло).
2.     Придумай к нему вопросы.
3.     Пометь карандашом самые важные места.
4.     Перескажи текст (используя ключевые слова).
5.     Просмотри текст повторно.

СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ:
1. Причины возникновения явления:
-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
-важнейшие факторы, связанные с борьбой за  разрешение противоречия,
-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
-разрешение данным явлением назревших противоречий,
-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ:
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности,
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВА:
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глав государства, его полномочия, -законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия), -исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость), -судебные органы, -соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти, -местные органы власти.
5. Прав граждан (подданных): -избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.) -политические права и свободы, -личные права и свободы, -возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
КАК ДАТЬ ОЦЕНКУ ИСТОРИЧЕСКОМУ СОБЫТИЮ:
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение: -для участников события, -для последующего исторического развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий